ЛУГАНСКИЙ СЕРГЕЙ ДАНИЛОВИЧ

Сергей Луганский родился в 1918 году в Алма-Ате. После окончания средней школы № 30 по комсомольской путевке был зачислен курсантом Оренбургской школы ВВС. Боевое крещение получил в 1939 году в войне с Финляндией. В годы Великой Отечественной войны воевал на Южном, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах. За отличное выполнение заданий командования, отвагу и геройство, проявленные в боях с врагом, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 2 сентября 1943 года присвоил ему звание Героя Советского Союза, а 26 мая 1944 года наградил второй медалью «Золотая звезда». В настоящее время дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации С. Д. Луганский в запасе, живет в Алма-Ате.

Стихия летчика — небо, призвание летчика-истребителя — воздушный бой. Чаще всего короткий, но до того насыщенный стремительно меняющимися сложнейшими ситуациями, что в каждую минуту смерть успевала сотни раз заглянуть в глаза пилоту.

Многие дни остались памятными Сергею Даниловичу Луганскому : и день первого взлета в небо, и день сдачи последнего экзамена на летчика-истребителя. День, когда финский самолет-разведчик, сбитый его очередью, камнем рухнул на землю, и день вручения в Кремле первой награды — ордена Красной Звезды, полученный из рук М. И. Калинина за подвиги в войне с Финляндией зимой 1939—1940 года. А разве можно забыть день возвращения на свой аэродром в качестве пассажира, да еще на таком совсем «неплацкартном» месте, как шасси самолета?

… Это было в районе Ростова. Луганский сел на занятой немцами территории к сбитому самолету однополчанина Ивана Глухих, чтобы спасти его, но мотор машины Луганского заглох, и только посадка третьего — летчика Козлова — спасла обоих от верной смерти. Привязавшись к колесам «ястребка» Владимира Козлова, они вернулись в часть. Этот случай еще раз, и теперь уясе на всю жизнь, убедил Сергея Даниловича в неодолимости боевой дружбы, советского фронтового товарищества. И все же как бы много ни было памятных дней, четыре из них особенно часто вспоминаются нашему прославленному земляку.

… 14 сентября 1942 года гитлеровцы вышли к Волге в центре Сталинграда. Положение защитников города можно было облегчить только введением в бой свежих сил, но перевозить их через реку в условиях господства противника в воздухе было невозможно. Но это невозможное надо было сделать. И командование приказало восьмерке капитана Луганского прикрыть с воздуха переправу в город частей дивизии генерала Родимцева.

Воздушный бой разгорелся над самой переправой. Луганский повел своих товарищей в лобовую атаку, выбрав своей целью ведущего в группе «мессершмиттов». До столкновения оставались считанные секунды, когда немец не выдержал и попытался спастись, «нырнув» под машину Луганского. Вражеский летчик не был новичком, он понимал, что при уходе вверх или отвороте в сторону советский истребитель прошьет очередью. Но спастись врагу не удалось: Луганский снес ему стабилизатор ударом левой плоскости, и машина гитлеровца, лишившись управления, разбилась о землю. Отважно дрались и остальные летчики. Приказ был выполнен, а гвардейцы Родимцева, с ходу вступив в бой, удержали центральную часть Сталинграда.

Вершины боевого мастерства С. Д. Луганский добился во время битвы на Курской дуге, когда немецкая авиация понесла невосполнимые потери. Фашисты пытались массированным применением авиации сохранить свое господство в воздухе и максимально облегчить задачи наземных войск, но к тому времени наша промышленность обеспечила фронт таким количеством самолетов новейших конструкций, что командование ВВС могло ставить перед авиачастями крупные самостоятельные задачи. Разгорелась величайшая битва в воздухе. Бывали дни, когда в небе сражалось до сотни самолетов обеих сторон. Бои шли одновременно на всех высотах, над огромными районами. В одной из воздушных схваток эскадрилья С. Д. Луганского встретилась с группой прикрытия противника, состоявшей из асов, летавших на новейших самолетах «Фв-190», разукрашенных тузами и прочими знаками высшего летного мастерства. Сергей Данилович выбрал своей мишенью хорошо слетавшуюся пару гитлеровцев, улучив момент и пристроившись к ведомому, сбил его. Вражеский ведущий взмыл вверх, рассчитывая, что советский «ястребок», как прежде бывало не раз, не примет боя на вертикали из-за тихоходности, а если и примет — проиграет в высоте и упустит его из сферы обстрела. Но противником немецкого аса оказался ас советский, а его машина — грозный «Як» не уступала «фоккеру» в скорости и была легче его. Кончилось тем, что «Як» взмыл вслед за «фоккером» и, не выходя из вертикального положения, почти в упор расстрелял его. Два сбитых самолета за один вылет! Такой результат был нечастым. Всего же за месяц боев на Курской дуге С. Д. Луганский сбил 32 самолета противника.

Зимой, уже после того, как наши войска перешагнули Днепр, Герой Советского Союза С. Д. Луганский получил короткий отпуск и приехал в родную Алма-Ату. Встречам с друзьями, рабочими, студентами не было счета, но одна врезалась в память на всю жизнь. В помещении Казгосфилар-монии, затаив дыхание, слушали его рассказ сотни алмаатинцев. Ответом на подвиги героя на фронте явился начавшийся здесь же, в зале, сбор средств на самолет прославленному земляку. Через день уже 180 тысяч рублей поступило на этот счет. Признательность земляков, их вера и любовь окрылили летчика-истребителя. Семь самолетов сбил он до окончания войны на машине-подарке. Один из них пилотировал знаменитый немецкий ас. Бой с ним заслуживает более подробного рассказа.

Во время освобождения Молдавии немецкое командование бросило в бой едва ли не последние резервы своей авиации. Среди немецких летчиков было немало асов, но даже в этой отборной группе выделялся один, летавший на самолете с цифрой «7» и червовым тузом на фюзеляже. Вначале его действия казались наивными: он всегда лез в самую гущу боя. Но кажущаяся безрассудность была результатом огромного опыта, самообладания и трезвого расчета. Во всяком случае, никому из наших истребителей еще ни разу не удалось поймать «семерку» в прицел, а от ее огня уже пострадали многие.

Случай свел фашистскую «семерку» с Луганским. Сергей Данилович еще во время сближения заметил грозного противника, но в завязавшемся бою потерял его из виду. Вдруг-сильный удар встряхнул машину Луганского: это «червовый туз» сверху прошил пушечной очередью правую плоскость. Увидев, что советский пилот уцелел, немец взмыл вверх, рассчитывая сделать переворот и снова обрушиться на свою жертву. Однако гитлеровцу не удалось до конца выполнить фигуру. Выправив машину, Сергей Данилович устремился в погоню за «семеркой» и, когда та опрокинулась на спину, всадил в нее длинную очередь. Так немецкий туз был сбит советским витязем.

Молдавия, Румыния, Западная Украина, Польша, Германия — таков боевой путь прославленного казахстанца на самолете, подаренном ему алма-атинцами. 417 боевых вылетов, 200 воздушных боев, два тарана и 43 сбитых вражеских самолета — таков вклад дважды Героя Советского Союза Сергея Даниловича Луганского в победу над фашистской Германией.


Другие записи: