Предупреждение болезней и популяризация знаний

Предупреждение болезней — главное, что должно занимать нас, врачей. И население.

Вот один пример. Социальной проблемой стала борьба с избытком веса и ожирением. Но могут ли здесь помочь одни медикаменты? Более чем сомнительно. Однако рекомендация «больше ходить и меньше есть» встретит у такого больного внутренний отпор. Выпишите лекарство «модное», к тому же дорогое или «оттуда». . . — это убеждает пациента в том, что он на верном пути. А впрочем, можно ли в этом усомниться, если о средстве писали в газете и говорили по радио? !

А как написали и как говорили? Ведь забыли-то опять сказать, что нет «верных» лекарств для лечения не совсем «верного» образа жизни. По мнению французских авторов, средства массовой информации нередко способствуют разобщению врачей и пациентов.

Можно вполне понять тревогу Л. Карельской и В. Николаева, выступивших в «Журналисте»: «Как. . . не переступить грань, которая отделяет популяризацию от популярничанья? Как добиться, чтобы санитарное просвещение не обращалось в парадокс — невежество от избытка сведений? Ведь вооружить человека знаниями — еще полдела. Главное — научить его пользоваться ими». Это очень важно. На полках домашней библиотеки сегодняшнего пациента, наряду с книгами по домоводству, кулинарии и разведению домашних рыб, почетное место занимают новейшие медицинские справочники. Он выписывает уже не только журнал «Здоровье», но и «Медицинскую газету». Характерно, что после публикации ряда медицинских статей в специальных журналах я получаю письма не только от врачей, но и от больных.

Пропаганда знаний должна быть строго научной и популярной, служить предупреждению заболеваний и, кроме того, лишена нездоровой сенсационности. Нельзя же всерьез рекомендовать для выздоровления от бронхиальной астмы яйца перепелки (кое-где уже решили создавать для этой цели перепелиные фермы), а для лечения язвенной болезни — молоко антилопы. Оба примера, к сожалению, взяты из центральной печати.

Итак, речь не идет об ограничениях в пропаганде медицинских знаний. Нелепо выступать против санитарно-гигиенического просвещения, значение которого настолько велико, что оно не нуждается в комплиментах. Никто не стремится к «инфантилизации» больных, но следует решительно возражать против превращения санитарного просвещения в лечебное псевдопросвещение. Интерференция знания с полузнанием хуже незнания, — говорил Б. Е. Вотчал.


Другие записи: