Клиническая картина опухолей радужной оболочки

Клиническая картина опухолей радужной оболочки может быть охарактеризована появлением большей или меньшей величины узлов на ее поверхности, но иногда диффузным пропитыванием пигментом поверхности радужной оболочки на значительном протяжении, потемнением и увеличением имевшихся ранее пигментных пятен и, наконец, появлением так называемых сателлитов, т. е. небольших узелков на опухоли и вокруг нее.

Доступность всех этих симптомов для прямого наблюдения и медленное прогрессирование их хорошо поддаются зарисовке и фотографированию.

При дифференциальном диагнозе следует иметь в виду возможность папулезных воспалительных образований, принимаемых за опухоль. В первую очередь возникает предположение о туберкулезе. При этом важно отметить, что крупноочаговая генерализация есть один из характерных симптомов туберкулезного процесса в глазу и вместе с тем один из симптомов первичного туберкулеза.

Очаги-отсевы играют, по мнению А. И. Струкова (1958), большую роль в возникновении туберкулеза органов. Наблюдения А. Л. Пригожиной (1962) показывают, что милиарная диссеминация на радужной оболочке, вопреки мнению других авторов, может иметь место как у взрослых, так и у детей. Однако отсутствие воспалительной реакции при опухоли и полное спокойствие ткани радужной оболочки в окружности ее могут служить надежным подспорьем при дифференциальном диагнозе опухоли и туберкулеза.

Как пример приведем весьма демонстративный случай опухоли радужной оболочки с прорастанием в цилиарное тело, леченный туберкулином в течение 2 лет весьма квалифицированным офтальмологом. Беспигментные, совершенно белые бугры занимали почти всю ткань радужной оболочки. Оставался не занятым бугристыми образованиями маленький сектор ее, причем состояние радужки на этом участке в щелевую лампу было настолько ареактивно, что производило впечатление абсолютно нормальной ткани с хорошей реакцией зрачка на этом участке. Трудно было предположить, что при любом воспалительном процессе окружающая ткань может оставаться настолько индифферентной.

На этом основании нами был поставлен диагноз не туберкулеза, а опухоли радужной оболочки, что и подтвердилось при гистологическом исследовании (случай будет описан среди новообразований радужной оболочки и цилиарного тела). По-видимому, дело в лабильности сосудистой системы, которая при туберкулезе бывает поражена, чего при опухоли не наблюдается.

Новообразования радужной оболочки, ограниченные ее пределами, крайне редки.

На нашем материале, включающем 21 опухоль радужной оболочки, она имела более или менее изолированное положение в данной оболочке, без проникновения в цилиарное тело. Суть, однако, не в том, что опухоль на небольшом протяжении проникает в ближайшие отделы цилиарного тела, равно так же как опухоль цилиарного тела захватывает иногда корень радужной оболочки. Исходным пунктом является несомненно та оболочка, где располагается главная масса опухоли, из которой она возникла.

Вообще же не всегда возможно разграничить в чистом виде опухоль — является ли она опухолью только радужной оболочки или только цилиарного тела. Такие немногочисленные случаи будут представлены в нашем материале. Тем не менее большинство опухолей радужной оболочки поддаются точному разграничению.

Рассматривая в этом разделе опухоли радужной оболочки как таковые, мы имели в виду новообразования, более или менее четко ограниченные пределами данной оболочки. Считаем это важным при определении общей характеристики данной категории опухолей, особенно в связи с анатомическими особенностями той оболочки, из которой возникла опухоль. До сих пор, кроме описания отдельных случаев или отдельных групп опухолей в радужной оболочке, в литературе имеется мало обобщающих сведений. Это может быть осуществлено лишь при значительном материале, и 21 опухоль радужной оболочки, наблюдаемую одним автором, следует признать достаточным количеством для выявления некоторых закономерностей в отношении данных опухолей.

Новообразования радужной оболочки, имевшиеся в нашем распоряжении, разделены на группы, объединенные общностью морфологической структуры. Необходимо при этом иметь в виду, что большинство опухолей редко бывают однородными и целиком типичными для той или иной группы, а сплошь и рядом смешанные, т. е. с различной структурой на отдельных участках.

В соответствии с клинической картиной мы выделили два вида опухолей в радужной оболочке — пигментные и беспигментные, которые в свою очередь состоят из ряда групп.

Пигментные образования подразделены на следующие группы.

Группа А. Опухолевая природа образований этой группы сомнительна. Имеется слабо выраженная или едва намеченная морфологически формация в виде гнездной альвеолярности, характеризующей простейшие пигментные опухоли типа невусов. Нередко в радужке наблюдается чистая пролиферация пигментных элементов, пропитывающих ее ткань. Никаких намеков на атипию и малигнизацию не имеется.

Н. Фут (1951) по этому поводу говорит следующее: «Меланома может возникать в пигментном слое радужной оболочки в виде очага гиперплазии нормального пигмента. Это доброкачественное образование, опухолевая природа его сомнительна».

Группа Б. В опухоли хорошо выявлена в той или иной степени альвеолярность строения. Их следует отнести к невусу в чистом виде, опять-таки без признаков перехода в меланому и без примеси других структур.

Группа В. Опухоли этой группы — эпителиальные, образуют довольно типичный рост в виде своеобразного пласта, также без какого-либо намека на атипию.

Беспигментные опухоли представлены на нашем материале миомами и невриномами.


Другие записи: