МУХТАР АУЭЗОВ

Крупнейший казахский советский писатель, выдающийся ученый и общественный деятель Мухтар Омарханович Ауэзов родился в 1897 году. Его детство прошло в Чингисских горах, на родине великого Абая. Детство и юность будущего писателя отмечено большим влиянием поэзии Абая, чьи стихи он горячо любил, записывал, заучивал наизусть.

Окончив начальную школу в ауле Абая, Ауэзов в 1908 году уехал в Семипалатинск, где учился в пятиклассной русской школе, а позже — в Семипалатинской учительской семинарии. По окончании семинарии Ауэзов работает в Семипалатинском губисполкоме, губернском суде, а аппарате КазЦИКа в Оренбурге — тогдашней столице Казахстана.

Еще в семинарии М. Ауэзов начал писать стихи. В 1917 году им был создан первый вариант пьесы «Энлик — Кебек». Казахские актеры-любители ставили ее на джайляу перед зрителями, не имевшими до тех пор представления о театральном искусстве. Позже пьеса была переработана автором и вышла в 1922 году в Оренбурге отдельным изданием. Через четыре года ею открыл свои спектакли первый казахский профессиональный театр — ныне Казахский академический театр драмы имени М. О. Ауэзова.

В 1918 — 1919 годах М. Ауэзов пишет пьесы «Попечители народа» и «Жены-соперницы». Вскоре он начинает работать и над художественной прозой. К двадцатым годам относятся его рассказы и повести «Судьба беззащитной», «Кто виноват?», «Под тенями прошлого», «Серый лютый», «Караш-Караш» и многие другие. Огромный талант писателя, его глубокое знание жизни родного народа и горячая любовь к нему помогли Мухтару Ауэзову прийти к социалистическому реализму и стать крупнейшим деятелем советской культуры, гордостью нашей литературы.

С 1923 по 1928 год М. Ауэзов учится на историко-филологическом факультете Ленинградского государственного университета, а затем проходит курс аспирантуры в Среднеазиатском государственном университете, где одновременно преподает историю казахской литературы. Первые работы М. Ауэзова о жизни и творчестве Абая относятся к этому времени.

В тридцатые годы Мухтар Ауэзов создает рассказы и повести «Плечом к плечу», «Следы», «Крутизна», пьесы «На границе», «Каменное оперение», «В яблоневом саду», «Ночные раскаты», многочисленные литературоведческие статьи. В годы Великой Отечественной войны написаны пьесы «В час испытания», «Гвардия чести» (в соавторстве с А. Абишевым), оперное либретто «Тулеген Тохтаров».

Постепенно центральное место в творческой и научно-исследовательской работе Мухтара Ауэзова занимает образ великого Абая. Ему писатель посвящает ряд статей, либретто для оперы, киносценарий, трагедию (первый вариант — совместно с Л. Соболевым) и, наконец, монументальную четырехтомную эпопею.

Эпопея «Путь Абая» получила всемирное признание как один из лучших романов XX века. Она переведена на десятки языков Европы, Азии, Африки.

В реалистических картинах многотомного романа глубоко и правдиво показана борьба великого просветителя и его соратников с жестокими законами и обычаями феодально-родового строя, во весь рост нарисована фигура замечательного сына казахского народа, гениального поэта и мыслителя. Писатель выразительно и точно показал отношение Абая к двум Россиям — России царских колонизаторов и России великой гуманистической культуры, так много давшей Абаю и другим передовым людям казахской степи. Верность исторической правде, широта социального обобщения, психологическая глубина образов навсегда обеспечили эпопее «Путь Абая» почетное место в золотом фонде многонациональной советской литературы.

Первые две книги эпопеи в 1949 году отмечены Государственной премией СССР. В 1959 году Мухтар Ауэзов за роман «Путь Абая» был удостоен высшей награды для советского художника — Ленинской премии.

Создатель классического исторического романа М. Ауэзов был и глубоким художником — исследователем современности. В первые годы освоения целины он публикует большой очерк «Так создавался «Туркестан» — о рождении целинного совхоза. Последние годы жизни писателя были отданы работе над романом «Племя младое», опубликованном уже посмертно. Герои романа — наши современники партийные и беспартийные коммунисты, труженики и созидатели.

Много сделал М. Ауэзов для развития национального театра. Помимо оригинальных пьес писателя на сцене казахских театров шли в его переводе лучшие произведения мировой, русской и советской драматургии — «Укрощение строптивой» У. Шекспира, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Аристократы» Н. Погодина и другие.

Академик Академии наук Казахской ССР доктор филологических наук Мухтар Омарханович Ауэзов был выдающимся ученым, историком и теоретиком литературы. Основные его литературоведческие труды собраны в фундаментальной книге «Мысли разных лет». Перу ученого принадлежат работы о казахском фольклоре, об эпосе киргизского народа «Манас», о жизни и творчестве Абая, о других писателях Казахстана и Средней Азии. М. О. Ауэзову было присвоено звание заслуженного деятеля наук Казахской ССР.

Мухтар Ауэзов являлся членом Советского комитета защиты мира, членом комитета по присуждению Ленинских премий, членом президиума правления Союза советских писателей СССР.

Писатель был награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета».

Умер М. О. Ауэзов в 1961 году. Его имя присвоено Казахскому академическому театру драмы, Институту литературы и искусства Академии наук Казахской ССР.

В 1955 — 1957 годах Казгослитиздат выпустил в свет шеститомное издание произведений М. О. Ауэзова. В этом году завершается издание нового собрания сочинений писателя в 12 томах.


Другие записи: