Отчет Наркомпроса Казахской АССР за 1925 г.
2 марта 1926 г.
За истекший 1925 год особое внимание уделялось вопросу о вовлечении женщин вообще, в частности казашек, в активное участие в строительстве советской школы, охвату последней детей школьного возраста женского пола, борьбе с бытовыми условиями казахской женщины и проч.
Факт участия женщины-казашки в государственной и общественной жизни выдвинул вопрос о необходимости возможно в срочном порядке ликвидировать техническую и политехническую неграмотность среди организованных женщин-казашек — делегаток женотделов, отдельных дехканок — членов аульных Советов.
При рассмотрении ориентировочного плана Казахской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности на коллегии Главполитпросвета осенью 1925 г. представительницей от Крайженотдела был поднят вопрос о забронировании твердого процента мест, обучающихся на пунктах по ликвидации безграмотности, для женщин-казашек. В ориентировочный план Казахской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности на 1925/26 учебный год включен определенный 25%-ный контингент учащихся женщин-казашек для ликпунктов с распределением по губерниям КССР следующим образом:
1) Акмолинской……….. 100 ликпунктов
2) Актюбинской……….. 90 »
3) Семипалатинской……… 130 »
4) Сыр Дарвинской……… 90 »
5) Урало-Букеевской…….. 102 »
6) Кустанайской……….. 90 ликпунктов
7) Джетысуйской……… . 90 »
Адаевском уезде……… 16 »
9) Кара-Калпакской АО……. 57
Всего. . . 825 ликпунктов специально для женщин-казашек
При реализации плана, составленного по заявке Крайженотдела, места встретились с непреодолимым препятствием для настоящего момента. В губерниях не имеется преподавателей-казашек для использования их в специально открываемых для женщин пунктах по ликвидации безграмотности, в результате чего, по отчетам с мест, было открыто лишь по одному пункту в Актюбинском Уральской губерниях и в городе Кзыл-Орде.
Женщины вынуждены были обучаться на общегражданских пунктах. Прошедших через пункты по ликвидации безграмотности за 1925 г., согласно статистическим данным полугодового отчета, оказалось по губерниям:
1) Актюбинской……….. 391 женщина
2) Акмолинской……….. 1 382 женщины
3) Уральской………… 768 женщин
4) Букеевской………… 228 »
5) Кустанайской……….. сведений нет
6) Семипалатинской……… 1 390 женщин
7) Джетысуйской………. 148 »
Адаевскому уезду……… 34 женщины
9) Сыр-Дарьинской ……… сведений нет
10) Кара-Калпакской АО……. » »
Всего. . . 4 341 женщина
В части политико-просветительной работы по ликвидации технической и политической неграмотности за 1924/25 учебный год среди женщин приходится констатировать незначительные достижения в силу религиозно-бытовых условий казахской женщины, отсутствие наличия культурных сил женского пола на местах, фактического открытия кампании по ликвидации неграмотности лишь в начале 1925 г.
Для подготовки женщин-ликвидаторов [безграмотности] при краевой инструктивной школе ликвидации безграмотности организована группа практиканток-казашек в 10 человек. О привлечении большего числа практиканток в означенную группу не представлялось возможным за отсутствием средств как у Политпросвета, так и Крайженотдела.
Стремление и тяга к учебе у казашек большие, что достаточно характеризуют запросы с мест о квалифицированных преподавательских женских силах для работы в инструктивных школах.
В 1924/25 и 1925/26 учебных годах был открыт широкий доступ желающим поступить, особенно из казашек, в различные учебные заведения повышенного типа, главным образом в профессионально-технические, педагогические учебные заведения и совпартшколы .
Охват женщин педагогическими, профессионально-техническими учебными заведениями и совпартшколами за 1924/25 учебный год определяется следующими данными:
При подборе служащих аппарата НКП обращалось должное внимание на женщину-работницу.
В данное время из 75 служащих НКП 15 женщин, составляющих 20% общего числа служащих. Из них 3 (одна казашка, две русские) несут ответственную работу, остальные 12— техническую.
В день 8 Марта 1926 г., согласно указаниям, данным местам Главполитпросветом, должна быть проведена следующая работа:
1) По всем клубам, избам-читальням и другим первичным политико-просветительным организациям проводятся доклады о Международном женском дне с возможной иллюстрацией таковых наглядными пособиями (плакатами), привлекая для их изготовления кружки [изобразительного искусства], где таковые имеются.
2) В справочных столах изб-читален и других политико-просветительных учреждениях концентрируется на этот день вся имеющаяся в данном учреждении по этому вопросу литература и даются на вопросы об этом дне широко исчерпывающие ответы.
3) Все художественные кружки (драматический, музыкальный, хоровой и проч.) при политико-просветительных учреждениях принимают активное участие в общей работе подготовки соответствующих спектаклей, инсценировок, хоровых выступлений и прочем.
4) Кинотеатры, киноустановки, кинопередвижки должны своевременно приобрести кинокартины с содержанием, соответствующим этому дню, причем кинопередвижки в этот день должны особенно широко развернуть работу в аулах.
5) Приурочивается выпуск обученных на пунктах по ликвидации безграмотности женщин-казашек к Международному женскому дню с проведением соответствующего предвыпускного митинга.
6) В этот же день для создания кадров женщин-ликвидаторов провести прикрепление женщин-практиканток к инструктивным школам ликбеза.
Для проведения дня 8 Марта местам рекомендованы пособия, соответствующая литература. Для более успешного выполнения намеченных выше мероприятий местам предложено привлечь к проведению Международного женского дня местные партийные, профессиональные, общественные организации и др.
Зав. наркома просвещения Кислицын Врид. зав. информационной частью Черезов
ЦГА КазССР, ф. 5, оп. 19, д. 80, л. 22—23 об. Подлинник.