ПО ПУТИ ФАКТИЧЕСКОГО РАСКРЕПОЩЕНИЯ ЖЕНЩИН ТАДЖИКИСТАНА

Корреспонденция в газете «Коммунист Таджикистана»

8 марта 1932 г.

Работа среди женщин фактически развернута была в 1925 г.

Слабо поставленная массовая работа среди дехканских масс была причиной тому, что соответствующего

Отпора "агитации байства и духовенства против мероприятий по раскрепощению женщин не было, все это создало трудности в налаживании работы среди женщин. В те годы приходилось особо осторожно рассчитывать каждый шаг своей работы, неправильно сделанный шаг был лишним оружием в руках классового врага против мероприятий партии и правительства в вопросе фактического раскрепощения женщины Востока.

Приходилось изыскивать методы сближения и обслуживания культурно-массовой работой женщин, так как сила старых традиций и обычаев была слишком велика, чтобы женщина могла свободно переступить порог своего векового закрепощения.

Основной метод работы был «хождение в массы» — посещение домов местного населения женработниками для проведения индивидуальных бесед о стоящих задачах партии и Советской власти, оказывать практическую и материальную помощь путем медицинского обслуживания и материальной поддержки беднейших женщин кишлака, их детей, а также через соответствующие судебные органы воздействовать на мужей, избивающих жен, и тех, кто насильно выдавал замуж женщин и девушек.

Этот метод работы создавал актив женщин, через который уже можно было шире развернуть работу, постепенно переходя от индивидуальных бесед к общим собраниям, беседам, лекциям.

Но все это не выходило за пределы кибиток — собрания проводились в кибитках активисток. Собрания обычно кончались чаепитием, пловом, пением и танцами.

Собрания проводились днем, в большинстве случаев в базарные дни, когда все мужья на базаре и женщина менее занята хозяйством и больше чувствует себя хозяйкой в доме.

В невероятно трудных условиях приходится работать— байская агитация оказывала свое действие на дехканские массы, которые под влиянием агитации и при личном участии баев и мулл преследовали не только таджичек-активисток, но и женработниц.

Методами преследования были: клевета на женщин, подрывающая их авторитет не только среди мужчин, но и среди женщин, избиение, травля собаками, а также случаи убийства активисток и покушения на убийство

До сих пор памятны убийства активисток в Ура-Тюбе, Пенджикенте, Душанбе и Локай-Таджике, а сколько было случаев такого зверства, не известных общественности.

Упорная и большая работа, проводимая партией и правительством среди трудящегося дехканства, и решительная борьба за проведение ленинской национальной политики партии дали отпор классовому врагу практическими мероприятиями в области улучшения экономического положения трудящегося дехканства, внедрения революционной законности, все это укрепляло доверие и преданность партии и Советской власти.

Второй метод работы среди женщин — это женский клуб. В те годы женработницы помимо агитационно-массовой работы занимались и строительством женских клубов и бытовых учреждений, так как не было надежды на строительство не по инициативе женработниц.

Первые женские клубы в Ура-Тюбе, Пенджикенте, Гарме и в некоторых других районах были выстроены исключительно по инициативе женработниц. Постройку женского клуба в Душанбе проводил женотдел, средства дал ревком.

Заготовку стройматериалов на рынке, наем и расчет рабочих проводил женотдел. Техническое наблюдение над строительством клуба было очень незначительное. В 1926 г. постройка клуба была закончена к 8 Марта, и впервые женщины — таджички и европейки могли – собраться и совместно провести празднование Международного дня работницы.

Наличие клуба дало возможность развернуть работу— были открыты женская и детская консультации, амбулатория, ликбез и юридическая консультация.

Дальнейшая борьба за поднятие культурного и политического уровня и экономической независимости женщин стали основным стержнем всей работы за фактическое раскрепощение женщины.

Женщина поняла, что экономическая независимость избавляет ее от векового рабства, теперь она идет учиться, работать, борясь за свою самостоятельность. Сейчас в душанбинском клубе помещаются женпедтех-иикум и курсы по подготовке женского актива.

В этом же клубе родилась первая женская пошивочная артель из женщин коренной национальности, на-

Считывающая в настоящее время 102 женщины членов промкооперации, объединенных в артель «Азоди-Занон».

Если в 1925—1926 годах считалось за редкость появление таджички на улицах, считалось событием приход ее в больницу или какое-нибудь другое учреждение, то на сегодня за семь лет работы партии в деле фактического раскрепощения женщин возросла активность женщин в общественной жизни Таджикистана — сотни женщин учатся в учебных заведениях столицы и других городах Союза. Женщина равноправна, она наравне с мужчиной участвует в социалистическом строительстве всего Советского Союза.

Женщина — активный борец за хлопок, это она доказала своей практической работой в проводимых мероприятиях по организационно-хозяйственному укреплению колхозов.

Женщина в ряде районов наравне с мужчиной работала кетменем на окучке хлопка. Сорок женщин-на-цноналок Наусского района в эту весну выехали на поля, управляя тракторами, две женщины из них работают бригадными механиками при тракторных колоннах.

На основе правильного проведения ленинской национальной политики партии местные женские кадры с каждым годом растут, с каждым годом работница и колхозница-таджичка все больше и больше завоевывают права подлинной строительницы социализма. «Коммунист Таджикистана», 8 марта 1932 г.


Другие записи: