Открытое столкновение казахского населения с местной администрацией местами доходило до вооруженного сопротивления и избиения чинов царской администрации. Актюбинский уездный начальник в своем секретном донесении Тургайскому губернатору от 9 января 1912 года сообщал: «В отчетном году в Аралтю-бинской волости было вооруженное сопротивление управителю волости и по этому делу заарестовано шесть киргизов».
Вот еще один характерный факт вооруженного сопротивления трудящихся казахов царской администрации. В 1911 году штаб Омского военного округа сообщал Степному генерал-губернатору: «Недовольные киргизы, выражая свое неудовольствие против этих мер, т. е. против повинностей, открыто и упорно отказываются поставлять на казачьи посты баранов, вооруженные соилами (длинными палками) главари не допускают к себе стражников, и только когда появляются казаки по наряду для усмирения непокорных, как это имело место 24 мая с. г., когда с поста Чагано-бо был послан хорунжий Воробьев с 10 казаками, киргизы покорялись и выдавали баранов, как повинность, причем казаки выслушивали по своему адресу порицания и ругань, и когда брали баранов, то женщины, жены хозяев, с раздражающими душу криками плакали и упрекали, что безбожно разрушают их хозяйство.
Киргизы в числе 20—30 человек, разделившись на две партии, имея лошадей в поводу, тихо приблизились к Кузунскому посту, и, увидев часового, отошли назад, а минут через 20 на конях бросились на пост, поднялась тревога, пост выпустил по уходящим злоумышленникам 65 боевых патронов».
В июне 1910 года казахское население Таловской части Внутренней орды оказало вооруженное сопро-. тивление чиновникам царской администрации при изъятии у них земель. В акте, составленном советником временного совета по управлению Внутренней киргизской ордой, по этому поводу указывалось, что казахи оказали вооруженное сопротивление советнику Климову и должностным лицам при отводе из лимана Ажибай-Куль покосного участка Китарову, Кенжеалиеву и другим3.
Открытые вооруженные столкновения казахов в рассматриваемый период происходили не только с колониальными властями, но и феодально-байскими эле-ментами аула. Об этом говорят многочисленные факты, хранящиеся в государственных архивах. Приведем здесь некоторые из них. 18 мая 1910 года исполнявший обязанности губернатора Семипалатинской области доносил канцелярии Степного генерал-губернатора о факте поджога зимовки бая А. Махамбетова казахами Чакчанской волости Павлодарского уезда. В донесении говорилось, что «сгорела зимовка его с принадлежащим ему и трем его женам имуществом на 30 000 рублей и деньгами 20 000 руб. »1На усиление классовой борьбы в казахском ауле как до революции, так и после нее большое влияние оказало выступление трудящихся русских переселенческих деревень. Царская администрация принимала всевозможные меры, чтобы задушить революционное движение в Казахстане и изолировать русских и казахских трудящихся от разгоревшейся во всей стране борьбы с крепостническим строем.
Русские бедняки и трудовые казахи шли на совместную борьбу против общего врага — российского самодержавия.