В этих условиях продолжал нарастать революционный подъем. В 1916 году резко возросло забастовочное движение по всей стране. Только в октябре 1916 года по России бастовало 200 тысяч рабочих. Усилились возмущения и брожение масс, начинался ропот «в низах». Первая мировая война принесла тягчайшие страдания угнетенным народам царской России. Она особенно тяжело отражалась на беднейшей части населения деревни и аула, которая впадала в еще большую нищету и окончательно разорялась. Еще более усилился колониальный гнет трудящихся казахского аула, как и трудящихся других национальных окраин. Царское правительство требовало от казахского населения все большее количество лошадей и сельскохозяйственных продуктов для снабжения армии. Значительно увеличился размер обязательных мясопоставок, в аулах производились массовые реквизиции скота и фуража по принудительным ценам. Были увеличены земские сборы и сборы для содержания волостных управителей, введен также новый налог по 4 рубля с каждой кибитки. При этом следует отметить, что сумма всех сборов и налогов (а их число доходило до 10) увеличивалась в несколько раз бесконтрольной системой сбора, господствовавшей в казахском ауле. Колониальная администрация, волостные управители и аульные старшины весьма наживались на сборе налога. Феодально-байская верхушка, представители мусульманского духовенства кроме официального налога собирали еще и подарки. Всю тяжесть налогового процесса испытывали на себе трудящиеся аула, ибо баи и феодалы при уравнительной системе раскладки подушно платили столько же, сколько любой рядовой шаруа.
Положение трудящихся аула еще отягощалось произволом, взяточничеством и вымогательством царских чиновников и духовенства. Как накануне, так и в годы первой мировой войны от казахов часто поступали жалобы колониальным властям на произвол баев, биев и волостных управителей, на произвол и вымогательства переселенческих чиновников, аульных старшин при взимании податей и т. д. Удаленность большинства казахских аулов от крупных административных и экономических центров, плохие пути сообщения, бесконтрольность чиновников и аульных старшин, их низкий культурный уровень и великодержавное отношение к местному населению — все это благоприятствовало развитию производства в тогдашнем казахском ауле.
Тяжело отражалось на положении казахских шаруа продолжавшееся массовое изъятие земель. К этому времени царское правительство захватило у трудящихся казахов около 40 миллионов десятин лучших земель.
Помощник заведующего Переселенческим управлением в своем докладе в Главное управление землеустройства и земледелия, например, сообщал, что «с 1906 по 1914 гг. в Семиреченской области были произведены громадные работы по изъятию во владение казны земель, состоявших в пользовании киргизов», что составляло 2 703 тысячи десятин земли. В том же докладе говорилось, что изъятие земель у казахов производилось без всякой системы, с нарушением законов и при полном игнорировании интересов казахского населения. Автор доклада отмечал, что казахам, смещаемым со своих земельных участков, отказывали в выдаче вознаграждений.