В вооруженных столкновениях с царскими войсками, происходивших в августе и сентябре 1916 года, участвовали десятки тысяч казахов, уйгуров, киргизов и дунган. В этих условиях царское правительство всячески старалось разжигать национальную рознь, натравливать русское население Семиречья на казахов, киргизов, уйгуров и дунган. По указанию генерал-губернатора Туркестанского края Куропаткина из русского населения, особенно из кулацких слоев Семиречья, создавались вооруженные дружины для подавления восстания.
В результате разжигания межнациональной розни, в которой принимали участие и феодально-байские элементы аула, и погромных действий карательных отрядов погибли десятки тысяч повстанцев.
Но было бы ошибочно считать, что все русское население Семиречья боролось против трудящихся казахов, уйгуров и киргизов и участвовало в карательных отрядах. Русских следует рассматривать дифференцированно, учитывая классовые различия. Факты говорят о том, что многие русские бедняки сочувственно относились к повстанцам и в ряде случаев даже сами участвовали в боях против карательных отрядов.
В восстании 1916 года в Семиречье участвовали и некоторые представители феодально-байской верхушки, но последние боялись решительных действий народных масс и, по существу, дезорганизовывали ряды повстанцев, сеяли среди них панику. Один из таких баев, примкнувших к повстанцам, Чулаков, избранный «ханом», в разгар борьбы с карательными отрядами перешел на их сторону.
К октябрю восстание в Семиречье было подавлено и повсеместно начались репрессии против повстанцев. Генерал-губернатор Куропаткин, как главный каратель и палач, потребовал изъять все земли у казахов, участвовавших в восстании. Более 30 тысяч казахов, киргизов, уйгуров и дунган покинули родные места. Многие из них, особенно старики и дети, умирали в пути, теряли скот и имущество. На новых местах они подвергались еще более жестокой эксплуатации.
Восстание 1916 года показало, что против царизма выступили исключительно трудящиеся, причем по своей инициативе. Больше того, выступление это было направлено не только против царизма, но и против собственных угнетателей. И несмотря на стихийность выступления, на его примитивные формы, оно свидетельствовало о пробуждении классовых интересов среди трудящихся казахского аула. Хотя они и не знали настоящих путей национально-освободительной борьбы, но все же взялись в известный момент за примитивное оружие.
Феодально-байские элементы прекрасно понимали, во что могло вылиться революционное настроение трудящихся, если не удержать их от активной борьбы против колониального гнета. Это восстание могло легко обернуться "И против самих феодалов. Выше мы видели, что подлежащие мобилизации казахские джигиты на байских лошадях уезжали в горы, где готовили примитивное оружие на случай столкновения с царскими карательными отрядами, а батраки бросали работу у баев, резали байских баранов и присоединялись к повстанцам. Здесь проглядывались и элементы настоящего понимания классовых задач бедноты и батраков.