ИЗ РАПОРТА КОКЧЕТАВСКОГО УЕЗДНОГО НАЧАЛЬНИКА АКМОЛИНСКОМУ ГУБЕРНАТОРУ О ВЫСЕЛЕНИИ ИЗ ПРЕДЕЛОВ СТЕПНОГО КРАЯ ЗАПАСНОГО СОЛДАТА ЗА АГИТАЦИЮ СРЕДИ КРЕСТЬЯН К НЕУПЛАТЕ НАЛОГОВ

1907 г., октября 3.

…Доношу Вашему пр-ву, что поименованные в рапорте старшины лица были мною арестованы по постановлению от 15 сентября, и как по дознанию, так и по опросам, произведенным мною, выяснилось, что главным руководителем был крестьянин селения Михайловского, запасный нижний чин Михаил Гладких, за которым шли и остальные четверо: Филипп Дмитриев, Василий Малоуросов, Тит Валяев, Василий (Синельников; это видно из показания старосты селения Михайловского Григория Попова: «вышепоименованные подстрекатели говорили обществу, что подати сложены и их платить не следует, это они кричали со слов запасного нижнего чина Михаила Гладких» и из показания лично Михаила Гладких, так как он в своем показании непоследователен, а именно: Гладких сначала говорит, что он не слыхал, чтобы на сходе предлагали составить раскладочный приговор, а далее перечисляет даже лиц, которые согласились подписать этот приговор; Гладких не согласился подписать этот приговор, между прочим и потому, что опасался, как бы не подписать что-либо незаконное, т. е. Гладких настолько убежден в том, что платить подати не следует, что, будучи грамотным, не доверял законности действий лиц, состоящих на государственной службе (старшины); такое отношение к действиям старшины нельзя объяснить и тем, что Гладких безусловно был введен в заблуждение чтением в церкви высочайшего манифеста, так как, говоря об этом манифесте, Гладких заметил, что не было объяснено, какие именно подати прощены и за какие земли, т. е. Гладких в своем показании дал понять, что если он такой манифест и слышал, то не все в нем понял, а если это так, то он не мог иметь и силы объяснения. Следовательно, Гладких, настаивая на неплатеже податей, хотя основанием ставил и манифест, но в сущности требование это им предъявлялось как революционное, высочайший манифест выдвигался им лишь как доказательство законности его действий. Он же, Михаил Гладких, с крестьянином Малоу-росовым не позволили арестовать Василия Валяева.

Ввиду изложенного освободил из-под стражи крестьян Филиппа Дмитриева, Василия Малоуросова, Тита Валяева и Василия Синельникова по постановлению от 1 октября и оставил под стражей Михаила Гладких, покорнейше прошу ходатайства Вашего пр-ва о выселении его, как вредного члена общества, согласно п. 4 ст. 16 положения об усиленной охране…

Уездный начальник Соловьев.

ЦГИА КазССР. ср. 64. д. 519. лл. 1-2.


Другие записи: