ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО БЮРО ЦК РКП(б) ПО ВОПРОСУ О ЖЕНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ

Март 1925 г.

ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО БЮРО ЦК РКП(б) ПО ВОПРОСУ О ЖЕНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В СРЕДНЕЙ АЗИИ

1. В Средней Азии в условиях отсталости и сохраняющегося в быту средневекового рабства женщин вопрос о женском образовании является одной из огромнейших самостоятельных проблем в общей системе народного образования.

2. Вопросы женского образования ни в какой мере не должны быть делом только женотделов, а должны занять соответствующее место в работе агитпропов и иаркомпросов, поскольку весь вопрос раскрепощения дехканки ставится в плоскости борьбы с одним из основных препятствий на пути общего культурного и хозяйственного развития республик Средней Азии.

3. В настоящее время пробужденная в женских массах тяга к учебе, с одной стороны, и невозможность удовлетворения запросов этих масс —с другой, во многих случаях ведут к отрицательным явлениям, усиливая позиции старометодных школ…1

4. Основными задачами в деле женского образования на предстоящий период должны быть три: 1) привлечение девочек в школы соцвоса; 2) ликвидация неграмотности и 3) подготовка женских культурных сил.

5. В работе по ликвидации неграмотности в первую очередь должны быть охвачены женские массы, организованные вокруг женотделов (делегатки, члены Советов, союза «Кошчи», комсомолки, члены женских

Клубов), при этом не вводя никаких ограничений в возрастном и количественном отношении.

6. Особое внимание должно быть уделено школам соцвоса, считая наиболее желательным типом школы в разбросанных территориально районах школу-интернат.

7. В силу бытовых условий, допуская организацию особых женских школ, по линии комсомола и женотдела вести агитационную работу за совместное обучение, практически проводя последнее уже в настоящее время в районах Туркмении и Кнргизстана.

8. В работе по подготовке женских культурных сил первоочередной задачей поставить подготовку учительниц и медицинских работников.

В частности, считать совершенно необходимым организацию школ для учительниц и акушерок в Туркмении и Киргизстане и всемерное расширение медтехии-кума и инпросов в Узбекистане.

9. В силу крайнего недостатка культурных сил произвести тщательный учет имеющихся учительниц, целесообразно использовав их на работе по женскому образованию.

10. Считаясь с трудностью использования городских жительниц на работе в кишлаках и аулах, на предстоящее время производить выполнение разверсток в учебные заведения главным образом за счет дехканок.

11. При СЛКУ, рабфаке и медтехникумах иметь подготовительные классы для дехканок, всемерно понижать требования для них при приеме и считать совершенно необходимым бронирование за женщинами определенного процента мест во все учебные заведения.

12. В систему профтехнического образования включать школы-мастерские по женским ремеслам (ковроткачеству, шелкомотальному делу и т. д.), а также мероприятия по подготовке квалифицированной женской силы к строящимся фабрикам, в частности текстильным.

13. Всемерно поддерживать, содействовать организации новых и стремиться включить на госбюджет или местный женские клубы как одну из основных, целиком оправдавших себя форм культурной и политико-воспитательной работы среди женщин коренного населения.

14. Вопросы, связанные с раскрепощением женщин, включить во все программы всей школьной системы маркомпросов, отведя им соответствующее место в учебниках (хрестоматиях, букварях и пр.) па местных языках.

15. В работе с учащейся женской молодежью обеспечить партийное и комсомольское влияние и руководство парткомов, не перекладывая ее целиком на женотделы.

ЦП А НМЛ, ф. 62, on. 1, д. 174, л. 94, 95.

Копия.


Другие записи: