Разложение казахской земельной родовой общины

Факты обследования говорят о далеко зашедшем процессе разложения казахской земельной родовой общины. «Понятие о земельной собственности, т. е. о «моей» и «чужой» земле, — читаем мы в этих материалах, — не чуждо киргизам (то есть казахам) Джаркентского уезда, различные угодья приобрели определенную ценность и на некоторые из них даже существует личная собственность». Появляются также переделы сенокосных угодий, совершенно неизвестные казахам, знавшим только свободный захват земель и подворно-наследственное владение как пахотными, так и сенокосными угодьями.

Однако было бы ошибкой упустить из виду влияние пережитков родовых отношений на казахское землепользование. Пережитки родового быта ярко проявлялись в земельных отношениях среди казахов. Родовая община, несмотря на явный процесс разложения ее, долгое время в правосознании казахов являлась владельцем определенной более или менее обширной территории. При этом территория данной общины определялась весьма приблизительно, а внутри отдельных аулов чрезвычайно трудно было установить границы землепользования. Такая неопределенность была наруку прежде всего баям, которые беспрепятственно пасли свои стада на всей земле своих сородичей. Поэтому они не были заинтересованы в земельном обособлении от остальной массы.

В казахских кочевых аулах пастбища делились на кыстау (зимние), коктеу (весенние), джайлау (летние) и кузеу (осенние). Использование зимних пастбищ имело две формы: общее для всей общины пользование прикыстауской площадью; каждый аул или группа аулов охраняли известную площадь вокруг своих кыстау. Нередко такие обособленные площади имели определенные границы, чаще всего в том случае, когда они естественно отграничены. Что касается весенних и осенних пастбищ, то они находились в обособленном пользовании отдельных общин. На них обычно пасся скот всей общины без разделения территории по аулам.

Джайлау реже, чем коктеу и кузеу, были в пределах призимовочной территории, принадлежащей какой-нибудь одной общине, и больше всего находились в общем пользовании общины. При этом мы отнюдь не намерены идеализировать землепользование в казахской общине. Выше указывалось, что казахская земельная община не была внутри себя единой. Она имела бедняков, середняков и баев. Конечно, основой развития казахской общины в то время были классовые противоречия. Джайлау, которые формально считались общинными, фактически принадлежали тем, кто владел огромным количеством скота.


Другие записи: