Связи трудящихся аулов с рабочими-железнодорожниками

Очень прочные связи трудящихся аулов установились с рабочими-железнодорожниками.

В начале XX века в казахской степи строились железные дороги, на которых работало немало для того времени русских, украинцев, узбеков, татар и других. Все они находились в тяжелых условиях и подвергались жестокой эксплуатации. Это и явилось причиной забастовок, происходивших здесь в 1901, 1902 и 1903 годах. Наиболее крупной из них была забастовка рабочих на станции Мугоджары, в которой приняли участие 800 человек. В забастовке участвовали и трудящиеся близлежащих казахских аулов, что свидетельствует о революционном влиянии рабочего класса на аульную бедноту.

Таким образом, казахский рабочий класс, формировавшийся главным образом за счет аула, был тесно связан с трудовыми массами казахского шаруа. Он имел в своей идеологии, в своем укладе жизни и быта много черт, свидетельствовавших о недавней живой связи с крестьянством. Рабочий класс Казахстана был многонациональным по своему составу. Так, например, на предприятиях Экибастуза и Риддера работали выходцы из 30 областей и губерний России. К кадрам казахских рабочих дореволюционного Казахстана в связи с относительно быстрым ростом на севере и востоке края горнодобывающей и других отраслей промышленности прибавлялись русские, украинцы, татары. Постепенно существенную роль в пополнении рядов как казахских, так и пролетариев из других народов стали играть потомственные рабочие. Русские, украинские рабочие, поселившись в Казахстане, нашли общий язык с казахскими трудящимися, принесли опыт классовой борьбы с капиталистами, помещиками и другими врагами трудового народа.

Казахские, русские рабочие и рабочие других национальностей совместно боролись против общего врага и на этой основе укрепляли дружбу народов, воспитывали трудящихся аула на принципах пролетарского интернационализма, сплачивая его вокруг революционного рабочего класса России.


Другие записи: