Абай Кунанбаев

Смелым изобличителем пороков колониального режима был и Абай Кунанбаев. Он выступал также против отсталых феодальных устоев, против родовых распрей, против колониальной политики царизма. Поэтому за ним был установлен негласный надзор. Его ненавидели баи — верные слуги царизма. Выдающийся казахский мыслитель Абай звал свой народ к дружбе с великим русским народом. Он видел единственный путь выхода из мрака, в котором находились казахи, в сближении с передовой русской культурой. Он писал в своих назиданиях: «Помни, что главное — научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство — все это у русских. Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русским язык и русскую культуру.

Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза. . . Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче».

Таким образом, казахские просветители — Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев — стремились к тому, чтобы пробуждать в широких массах казахского шаруа ненависть к угнетателям, звали на борьбу против всего реакционного в жизни казахского общества, стремились приобщить свой народ к идеям великих русских революционных демократов, которые пробуждали глубокое сочувствие к трудящимся массам угнетенных народов, в том числе и казахского народа.

Казахские просветители в лице Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина и Абая Кунанбаева не оказывали и не могли оказать непосредственного влияния на появление элементов революционности трудящихся аула. Но своими прогрессивными взглядами на общественные явления, смелой для того времени критикой колониальной политики царизма и феодально-байских устоев в казахском обществе они объективно сыграли определенную роль в пробуждении элементов революционности в казахских шаруа.

Разумеется, нельзя преувеличивать силы этих элементов, забывать политическую неразвитость и темноту аульного населения.


Другие записи: