1905 г., октябрь.
РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
ОСЛИНЫЕ УШИ.
Он по когтям узнал меня в минуту,
Я по ушам узнал его тотчас.
Пушкин.
Чем острее становится политическая борьба, чем более подходит она к своей развязке, тем резче делится общество на два враждебных лагеря. Один, состоящий из борцов за новую жизнь, за новые порядки, чем дальше, тем больше растет и качественно и количественно.
Россия переживает именно такой момент. Революционный пролетариат, составляющий передовой отряд всего освободительного движения, группирует вокруг своего знамени все большее и большее число лиц из других общественных слоев. Параллельно с этим вокруг царского трона и его верных прислужников стягиваются все темные силы нашего общества. Эти темные силы, эти якобы кадры для контрреволюционного движения, не имея никакого определенного социально-политического облика, в разное время разные названия носили у нас. «Черная сотня» — вот меткое имя, которым окрестило их большинство русского общества. Во главе этой сотни стояли и теперь стоят некоторые представители «интеллигенции». Вот печатные органы «черной сотни» в разных городах. «Московские Ведомости», «День», «Киевлянин», «Гражданин» и др., вот те отдушины, через которые находят выход вредные испарения прогнившего самодержавия.
Эти «черные сотни» меняют свою кличку «применительно к подлости» и, приветствуя «новоявленную» «свободу», тем самым силятся втиснуть себя в ряды сочувствующих освободительному движению.
У нас в Ташкенте так же, как и в других городах и [в селах] появилась своя «черная сотня» и в связи с ней какая-то «партия порядка», «братья» и «программа» — вот «манифесты» новых политических деятелей. Если помнят граждане, в конце лета кучка анонимных лиц, не принадлежащих яи к какой группе или партии, а в действительности примыкавшей к «черносотенцам» — начала целый поход против прогрессивной части нашей печати и рядом с этим. пыталась создать враждебное настроение против евреев. «Собачки пустолаечки» и другие листки преследовали одну цель: путем борьбы против прогрессивных и революционных течений охранять целость самодержавия. В них воспевался «русский гений» с Саларско-го проспекта, известного в истории революционного движения провокатора и предателя И. И. Гейера (см. процесс Германа Лопатина).
Такое противопоставление прогрессивного течения — Гейеру, а также и другие обстоятельства ясно указывали на ту позицию, какую г-н Гейер и его присные заняли в современном освободительном движении. Эта роль чисто реакционная.
Ныне эти господа во главе с предателем Гейером составили так называемую «партию порядка».
Казалось бы, что логическая последовательность и элементарная порядочность этих «порядочников» должна была им подсказать и новую программу действий, которая в двух словах может быть выражена так: противодействовать всеми зависящими от них мерами освободительному движению, открыто выступать против него и тормозить его.
Но дело в том, что никакая порядочность не присуща этим людям. В самом деле, какую порядочность можно требовать от лица, которое предпочло почетную смерть мученика-революционера позорному существованию агента-предателя!..
Этика не для всех этих людей писана. Они готовы пустить в ход всякие средства вплоть до избиения беззащитных евреев, лишь бы достигнуть своих низменных целей.
Вчерашние наши враги, выступавшие открыто и нагло, сегодня величают нас «братьями». Вчерашняя предательская рука, строчившая свои доносы на тех, кто только отдаленное родство имел с активными борцами за свободу, сегодня протягивается нам якобы для «братского» рукопожатия.
Вчерашние уста, провозглашавшие «осанну» всем царским палачам и осыпавшие нас проклятьем, теперь лезут к нам со своими поцелуями Иуды.
Эта «сотня» «порядочников», травившая нас везде и всюду, поспевавшая тиранию и гнет, сегодня кричит на всех перекрестках, что это она «уничтожила» нам «старый порядок»!..
«Мы хоронили старую Россию», «мы принимали от купели», и т. д., «мы рвались услышать свободное слово» и мы добились, наконец, «свободы».
«Представители рабочих,— так продолжают литераторы областного правления,— старались уверить нас, что терроризированный город есть свободный город и для приведения его именно в такое состояние и льется на улицах священная кровь самоотверженных борцов».
В этом наборе фраз, что ни слово, то явная ложь.
Представители рабочих говорили и будут говорить, что куцая свобода, провозглашенная манифестом, не дарована, а добыта ценой крови русского народа и что пролетариат будет добиваться истинной свободы.
Дерзнет ли кто-либо оспаривать этот взгляд? Разве это не верно? Разве не верно, что летучие мыши и шакалы, именующие себя теперь «партией порядка», помогли прямо или косвенно царскому правительству проливать народную кровь?!
Уродливое литературное детище бьет на одно: путем обмана, лживых заверений в своих дружественных чувствах ввести в заблуждение народные массы и заставить их подчиниться призрачным манифестам.
«Порядочники» стараются нас убедить, что «дарованная» царем свобода есть истинная свобода и что мы своим активным выступлением терроризируем население.
А цель этой гнусной агитации какова? Успокоив народные массы, вернуться к старому режиму и вновь начать свою хищническую, эксплуататорскую деятельность.
Мы заявляем, что не питаем никакого доверия к царскому правительству и все его обещания считаем лживыми, предательскими. Мы требуем гарантий,— и лучшей гарантией послужит нам созыв всенародного Учредительного собрания. Поэтому — по-прежнему: Долой самодержавие! Да здравствует Учредительное собрание!
Что говорит нам «партия порядка»? «Примите дарованные реформы, верьте царскому правительству в его начинаниях. Царское правительство исполнено благих пожеланий. Поэтому— да здравствует царское правительство, долой Учредительное собрание!».
Итак, нас отделяет друг от друга пропасть. Мы враги, а враги именоваться братьями не могут!..
Для достижения своих низменных целей «порядочники» не гнушаются средствами. Ложь, клевета, предательство народные интересов и гимны правительству — вот чем наполнена вся прокламация.
«Вы боролись с правительством и мы понимали вас и сочувствовали вам»…— поют нам иезуиты.
Да, это сочувствие заключалось в том, что вы предавали нас в руки царских палачей. Протестовали ли вы хоть раз в жизни против гнета и произвола! Чем вы помогли героям-мученикам за свободу и честь родины?..
Написав прокламацию в целых два больших столбца, «порядочники» вполне сознательно умолчали о той гнусной бойне, которую совершили ташкентские палачи над мирной толпой. Впрочем, они высказали сожаление, что граждане предложили уволить со службы 3 генералов, руководивших бойней! Характерный протест, интересная защита наших палачей!!.. Ничего не сделав для освободительного движения, кроме предательства и доносов, эти «ослиные уши» льют горькие слезы, что их друзей-генералов предлагают уволить со службы!!.. И после этого вы дерзаете выкрикивать, хотя и фальцетом, «Да здравствует истинная свобода»?!..
Но это еще не все. «Порядочники» договорились до того, что мы будто бы совершенно бескровно получили «свободу» и что такое средство (т. е. забастовку) изобрел какой-то русский гений.
Здесь, очевидно, литераторы областного правления цинично лгут. Этими словами они желают показать, что царское правительство уступило и способно дать нам свободу. В то время, когда вся страна из края в край затоплена народной кровью, наши агенты-предатели хотят убедить нас в благих пожеланиях царизма! Такие заявления могут быть делаемы только самыми отъявленными циниками и лжецами!..
Нам, пожалуй, скажут, что «партия порядка» не имеет ничего общего с «черной сотней». Это неправда! Прочтите заключительные периоды прокламации. Там вы найдете клич бить евреев и недвусмысленное заявление о том, что все освободительное движение есть дело рук евреев.
В Ташкенте, да и по всей России, не было никогда клича «долой русских». Ложь, будто бы городские милиционеры пустили такой клич. «Порядочники», измыслив это, хотят без сомнения, натравить темные силы на еврейскую массу и бросить тень на народную милицию.
Как было дело, мы не знаем. Знаем только, что раненые лица принадлежат к той же «черной сотне», к которой мы смело. можем отнести и всю «партию порядка».
Нагло лгут и притворствуют «ослиные уши», когда твердят, что будто мы глухи к интересам бедной части сартовского населения. Социал-демократия всегда и всюду стояла и стоит на страже интересов всей народной бедноты без различия национальности. Она вместе с тем заклятый враг всех угнетателей, эксплуататоров, а также «порядоччиков». Мы лучше понимаем интересы бедны сартов и будущее покажет, кто из нас прав — вы ли, черные вороны и летучие мыши, или мы — защитники народных интересов.
Теперь несколько слов о программе этой, с позволения сказать, партии. Она очень мала, но ложь и обман сквозят в ней в каждом слове. Действительно, «порядочники» хотят "уверить, что у нас есть свобода печати, что цензура вовсе отменена, что будто бы по манифесту у нас есть всеобщее избирательное право… Но ведь это наглый цинизм, уверить в том, чего никогда не было, нет и не может быть, доколе существует самодержавие. Мы не спорим, что «порядочники» пользуются «свободой» печати. Их прокламации и программа напечатаны в типографии окружного штаба, не просмотрены цензурой. Но такой «свободой» у нас всегда пользовались правящие сферы, и их прислужники. Нам же и до сих пор нельзя без цензуры что-либо печатать; мы и доныне принуждены печататься нелегально. Хороша же свобода печати, существующая только для правителей, хулиганов и «порядочников»!..
Не менее цинично утверждать о всеобщем избирательном праве. Оно заключается в том, что участвовать в выборах могут только лица, платящие квартирный налог по 3-му разряду; окончившие высшие учебные заведения, получающие не менее 1200 рублей в год, да и то на государственной или общественной службе. Заметьте, что из числа этих лиц исключены находящиеся на частной службе, а таких большинство. Что же касается нас, рабочих, то мы имеем право послать своих депутатов, но не более 20 человек от всего рабочего класса России. Почему?! Кто смеет регулировать число представителей от различных общественных классов? Всеобщее избирательное право дает возможность свободной борьбы общественных классов и представляющих их политических партий. Царское же правительство думает своими регламентациями ограничивать число представителей пролетариата! Где же свободное всеобщее избирательное право?!…
Граждане?!… «Партия порядка», призывающая вас записываться в члены, есть партия не порядка, а насилия и гнета. Это филиальное отделение царского полицейского Департамента поставившее целью затемнить ваше сознание и наглым образом обмануть вас, вернув Россию в объятия гнета и произвола. Не поддавайтесь на эту новую провокаторскую удочку. Пролетариат вас зовет бороться с правительством с большим рвением за истинную, а не призрачную свободу. Сейчас нет иного выбора: кто за интересы всего русского народа — с нами, все остальные как враги народа пусть вступают в царские провокаторские «партии». Кто не с нами, тот против нас!
Пролетариат доведет свою борьбу до конца, каких бы жертв она ему не стоила. И из двух могучих орудий одно сложит только на алтаре Учредительного собрания для того, чтобы другим орудием еще с большей силой в демократическом государстве — бороться за светлое будущее всего человечества — социализм!
Долой самодержавие!
Да здравствует Всенародное Учредительное собрание! Долой провокаторов и предателей! Да здравствует социализм!
Да здравствует Российская социал-демократическая рабочая партия!
Ташкентская группа РСДРП.
ЦГИА КазССР, ф. 380, д. 1, лл. 262—263.