«Сибирское правительство»

Такие телеграммы на имя казачьих атаманов давали и другие отделения Алаш-Орды.

Союзные отношения между Алаш-Ордой и «Сибирским автономным правительством», а также контрреволюционными казачьими «Войсковыми правительствами» основывались на том, что все они были заинтересованы в свержении Советской власти. У каждого из них были свои политические расчеты в области «внешней» политики. Это, конечно, не означало, что между данными «правительствами» не было никаких разногласий и что их интересы во всем совпадали. В проведении внутренней политики между ними часто происходили столкновения и конфликты, особенно в решении земельного вопроса. Это можно видеть из материалов уездных съездов алаш-ордынцев, которые проходили осенью 1918 года. Так, Кустанайский уездный съезд алаш-ордынцев, состоявшийся 14—17 октября 1918 года, признал, что изданный «Сибирским правительством» закон о земле не распространяется на территорию «автономного Алаша», поэтому съезд решил передать все дела по земельному вопросу уездному земству. Аналогичные постановления принимались другими уездными съездами алаш-ордынцев. Их решения были направлены против закона о земле, изданного «Сибирским правительством», который лишал местные органы Алаш-Орды права решать земельные вопросы.

«Сибирское правительство» принимало все меры к тому, чтобы ограничивать власть Алаш-Орды вплоть до репрессии отдельных руководителей. В октябре 1918 года был арестован председатель Акмолинского уездного Совета Алаш-Орды Избасаров. Арест алаш-ордынского чиновника мотивировался тем, что он пытался самостоятельно осуществлять свои функции согласно предписаниям преседателя Алаш-Орды А. Букейханова, в частности, он хотел созвать съезд алаш-ордынцев для обсуждения вопроса об организации милиции.

Между союзными «правительствами» — Алаш-Ордой и Сибирской автономией — существовали противоречия и по другим вопросам. Совершенно очевидно, что борьба между ними шла за власть на местах, за монопольное право эксплуатировать казахское трудовое население. Однако наличие внутренних противоречий не помешало им совместно выступать против Советской власти. Источники свидетельствуют, что Алаш-Орда все больше уступала требованиям Сибирской автономии и стала во всем подчиняться этому «правительству». Так, в августе 1918 года Алаш-Орда изъявила согласие подчинить все существующие органы (земства, городские думы) комиссарам, назначенным «Сибирским правительством». Было решено, что армия Алаш-Орды, действующая совместно с армией автономной Сибири против Советской власти, подчиняется общему командованию и выполняет все оперативные задания, намеченные армией Сибирской автономии.

Таким образом, Алаш-Орда встала на путь открытой контрреволюции и предательства интересов казахского народа. Однако ее борьба против Советской власти не имела серьезного успеха. Алаш-ордынские банды были атакованы с двух сторон: со стороны вооруженной регулярной Красной Армии и со стороны рабочих и крестьян, поднявшихся на священную борьбу против контрреволюции. Так, например, в Верном формировались отряды Красной Армии, в составе которых было немало казахских бедняков из окрестных аулов. Они стойко сражались с бандами белогвардейцев, надвигавшимися с севера, и нанесли им ряд поражений.


Другие записи: