Создание нового быта, и культуры в ауле

Дореволюционные исследователи истории казахского аула отмечали, что быт кочевников является устойчивым и неподвижным. Причину этой неподвижности они видели главным образом в том, что перемены в их культурном развитии в ту пору происходили слишком медленно. Отдельные исследователи писали, что в общественном быту многих кочевых народов России происходят некоторые перемены, но последние имели место в основном в их религиозных взглядах: шаманизм во многих местах был заменен магометанством или буддизмом, распадались древние родовые общины и образовывались особые группы, входившие уже в состав различных народностей. Происходили некоторые перемены в одежде и пище. В сфере материальной культуры эти перемены были менее заметны и оставались они почти такими же, какими были несколько веков назад.

Коренные перемены в области материальной культуры у казахов, как и у других ранее угнетенных народов России, произошли только после Великой Октябрьской социалистической революции в результате социалистического преобразования основ экономической жизни общества. Социалистические преобразования быта, в том числе и материальной культуры казахского аула, подготавливались всем его развитием в годы Советской власти. Национализация земли и осуществленные на ее основе земельная и земельно-водная реформы, кооперирование крестьянского населения, материальная и финансовая помощь Советского правительства и другие меры, направленные на подъем крестьянского хозяйства, обусловливали постепенные изменения в быту на социалистических началах.

Известно, что основой общественного развития, в том числе и развития быта, являются производительные силы общества. От уровня развития производительных сил, то есть от степени сложности и совершенства орудий производства, также производственного опыта, навыков и культуры людей, зависит производительность общественного труда, степень господства человека над природой.

В зависимости от степени развития орудий производства, при помощи которых производятся материальные блага, и людей, приводящих в движение орудия производства, изменяются все остальные сферы жизни общества.

Победа колхозного строя привела к тому, что материальная основа производственного процесса (земля, леса, вода, недра, сырье, орудия производства и т. п. ) сосредоточилась в колхозах и совхозах. Основное поголовье скота и все посевы также перешли совхозам и колхозам. Богатые природные кормовые угодья, имеющиеся в Казахстане, перешли в вечное пользование колхозов и совхозов.


Другие записи: