Коренная ломка общественной структуры аула

Развитие производительных сил в социалистическом сельском хозяйстве сопровождалось коренной ломкой всей общественной структуры аула, разрушало старые нормы и порядки в отношениях людей. Это нашло свое выражение прежде всего в том, что в ауле произошло постепенное смешение родов и подродов. Однако это смешение ничего общего не имело с тем искусственным смешением, которое устраивали перегибщики на первом этапе массовой коллективизации путем администрирования, нарушения принципа добровольности, что только усиливало живучесть родовой идеологии. Теперь же смешение родов явилось результатом объективных экономических процессов, которые развивались в колхозном ауле, и поэтому оно способствовало изживанию родовой идеологии. Это можно проследить на конкретных примерах действительности.

В нынешней Гурьевской области издавна жил большой род таз племени байулы. Он делился на три подро-да: жастабан, жарга и абдал. Подрод жарга состоял из пяти административных аулов, каждый из которых имел от 150 до 200 хозяйств. Жаргинцы зимой жили недалеко от Каспийского моря, причем каждый административный аул имел свой определенный обособленный участок зимовки. Летом этот подрод со своим стадом перекочевывал на территорию нынешней Актю-бинской области, на расстояние примерно 500—600 километров. Осенью они возвращались обратно к своей зимовке. Другие роды племени байулы также кочевали по определенному маршруту, сохраняя родовой принцип расселения и строго придерживаясь «ата коныс» (место, где издавна жили их предки). Внутри каждого административного аула были мелкие хозяйственные аулы, которые в большинстве случаев представляли собой большую патриархальную семью. Такой аул состоял из трех и более поколений, жители его считали себя «биратанын баласы», что означает на русском языке «родственники».

В 1930 году здесь началось массовое оседание кочевого населения, которое затем объединилось в колхозы. Правда, в начале массовой коллективизации в ряде аулов колхозы создавались по родовому принципу, но впоследствии все больше росло число колхозов, члены которых причисляли себя к различным родам. Так, например, в той местности, которая считалась «ата коныс» подрода жарга, в 1933 году был организован колхоз «Кзыл-Ту», в котором объединились скотоводы различных родов.

В местности Акын-Тугай Туркестанского района Чимкентской области раньше проживал род тней племени конрат, который вел полукочевой образ жизни. Род этот, в свою очередь, делился на подроды альсейт, акберды, касанай, жилкайдар. Каждый из подродов селился по родовому принципу на определенной территории, причем между ними часто происходила родовая борьба. Родовая борьба иногда велась между родом тней и другими соседними родами — божбан, кыйра.

В 1932 году аулы, селившиеся ранее в местности Акын-Тугай, переселились в Шаульдерский, Кировский и Ильичевский районы Чимкентской области. Здесь они объединились вместе с другими родами в колхозы. Так, род тней, существовавший много веков в Акын-Тугае, распался как родовая община, имевшая свою единую территорию. То же самое произошло с родом адай, который некогда занимал огромную компактную территорию в Гурьевской области. Теперь адаевцы живут в колхозах Гурьевской, Актюбинской, Чимкентской и других областей.

Все эти факты свидетельствуют о том, что сама память о былой родовой принадлежности сохранилась еще лишь у представителей старшего поколения, на глазах которых окончательно распадались изжившие себя родовые связи. Что же касается колхозной молодежи, то она в своей массе не знает и не видела ни живого бая, ни родового хозяйственного аула, ни родовой борьбы, ни кочевых троп.


Другие записи: