С середины XIX века русский капитализм начинает активно проникать в Казахстан и насаждать в нем промышленность. Казахстан превращается в сферу приложения русского и иностранного капитала. Известные в Казахстане с середины XIX века русские капиталисты-купцы и промышленники Поповы, Ушаков, Рязанов, Зотов, Деров и другие, пользуясь отсталостью края, стремились к легкой наживе колониальными методами. Они занимались разного рода спекуляцией, за бесценок скупали богатейшие месторождения руд, угля и других ископаемых, сверхмерно эксплуатировали рабочих на организуемых ими разработках, но не производили требуемых капитальных вложений и не налаживали серьезной работы предприятий,) возникшая по их инициативе мизерная промышленность вскоре обанкротилась и в конце
XIX столетия большей частью перешла в собственность иностранных капиталистов. После этого еще более усилилась колониально-хищническая эксплуатация богатых недр края. Иностранные капиталисты, по преимуществу английские, наложили свою хищную лапу главным образом на горные и горнозаводские предприятия: Эки-бастузские каменноугольные копи, Риддер, Спасско-Успенские предприятия, Эмбанефть, Карсакпай, Караганда и другие.
До революции в Казахстане действовало около 10 горнопромышленных акционерных обществ. Английскому «Акционерному обществу Спасских медных руд» принадлежали Успенский медный рудник, Спасский медеплавильный завод и Карагандинские каменноугольные копи. В руках английской «Русско-Азиатской корпорации», возглавляемой Лесли Урквартом, находились Риддерские рудники и Экибастузское угольное месторождение. Американскому финансовому капиталу принадлежало «Акционерное общество Атбасарских медных копей», которое включало медные месторождения и рудники Джезказгана и Карсакпая. Английскому финансовому капиталу принадлежало 70 процентов добычи нефти Урало-Эмбенского нефтяного месторождения. Здесь действовали английские акционерные общества — «Западно-Уральское» и «Урало-Эмбенское» и смешанные англо-русские кампании — «Урало-Каспийская корпорация» и «Эмба-Кас-пийское общество», которые полностью контролировались англо-голландским нефтяным трестом «Рояль-Дейтч-Шелль». Кроме того, немецкому финансовому капиталу принадлежали акционерные общества «Эмба» и «Колхида». Иностранный капитал орудовал в Казахстане также через Русско-Азиатский банк, Русский банк для внешней торговли и Волжско-Камский банк. Для эксплуатации природных богатств Урала, Сибири и Казахстана было организовано в 1913 году англо-американскими капиталистами во главе с Гувером и Урквартом «Русско-Азиатское общество» и в 1915 году американскими капиталистами «Русско-американское финансовое общество», контролируемое американским финансовым магнатом Морганом.
Спекулируя на богатстве ресурсов Казахстана, скупаемых за бесценок, иностранные капиталисты получали максимальные прибыли. В то же время не производили необходимые капитальные вложения и слабо развивали производство, они хищнически расхищали ресурсы страны, жестоко эксплуатировали рабочих, особенно рабочих-казахов. Публикуя сведения о бесчисленных богатствах месторождений и спекулятивно вздувая курсы акций и дивиденды, финансовые дельцы загребали наиболее баснословно высокие барыши, не вкладывая своего капитала в производство.
В 1913 году вся валовая продукция крупной промышленности Казахстана равнялась 67 млн. рублей (в ценах 1926—27 года), в том числе: производство средств производства— 18,24 млн. рублей, производство средств потребления — 48,76 млн. рублей. Таким образом, доля продукции тяжелой промышленности достигала всего 27 процентов промышленного производства при общем мизерном объеме промышленной продукции в целом, при наличии огромных сырьевых ресурсов; это свидетельствует, что индустриальное развитие Казахстана за период его колониального существования имело чрезвычайно отсталый характер.