Особо следует отметить, что в период второй пятилетки в различных областях республики (Караганда, Акмолинск, Кустанай, Актюбинск и др.) были открыты богатые железорудные месторождения, которые поставили на очередь важнейшую задачу создания черной металлургии в Казахстане. Отсутствие этой отрасли отрицательно сказывалось на состоянии всего народного хозяйства республики: нельзя создать ряд необходимых отраслей производства, в том числе машиностроение. Кроме того, отсутствие черной металлургии и сопряженных с ней отраслей дорого обходилось всему народному хозяйству Союза, так как чрезмерно перегружало железнодорожный транспорт дальними перевозками и удлиняло пробеги грузовых вагонов.
Все эти индустриальные гиганты строились трудящимися массами Казахстана с помощью всего советского народа под руководством Коммунистической партии и Советского правительства. Бывший шахтер угольных копей Караганды, начальник шахты № 44—45 комбината «Карагандауголь», Герой Социалистического Труда Тусуп Кузембаев в своих воспоминаниях пишет: «Сюда прибывали эшелоны с шахтным оборудованием, приезжали специалисты, опытные шахтеры из Донбасса. Быстро росли кадры из коренного населения». В период, когда в Караганде закладывались первые шахты, из Донбасса приехало несколько сот опытных горняков. Многие из них стали руководителями участков и шахт, воспитали молодых угольщиков. Для характеристики масштабов строительства Карагандинского угольного бассейна достаточно отметить, что только за один 1933 год бассейн выдал 1 132 700 тонн угля, то есть больше, чем добыли русские и английские капиталисты за 60 лет их хозяйничанья в Караганде.
Таким же образом был построен и другой гигант — Балхашский медеплавильный завод. «Балхашский завод, — писал директор завода, депутат Верховного Совета Казахской ССР Д. Десятников, — самый крупный медеплавильный завод в нашей стране. По масштабам ему нет равного в Европе. Этот завод строила вся страна. Ни в одном цехе нет ни одной машины, ни одного агрегата с иностранной маркой. Мы видим марку Урал-маша на дробилках среднего дробления. Та же марка красуется на дробилке крупного дробления, мощнее которой нет в мире. Завод имени «Правды» изготовил специально для Балхаша стотонные вагоны-гондолы, в которых перевозится руда. Ленинградские заводы дали паровые турбины и мощные генераторы для ТЭЦ».
Несмотря на исключительно трудные условия, отсутствие транспорта, жилищ, строительство Балхашского завода велось быстрыми темпами. В 1931 году впервые строители высадились на восточном берегу бухты Бертыс. На пустынном балхашском берегу появились первые здания. В июне 1933 года начала работать опытная обогатительная фабрика. В 1935 году началось строительство ТЭЦ. Осенью 1935 года была закончена железная дорога Караганда —- Бертыс протяженностью 500 километров. На Балхаш пошли поезда. В этом же году заложены кварталы нового города. 10 мая 1937 года пущена первая очередь ТЭЦ. В апреле 1938 года была сдана в эксплуатацию первая секция обогатительной фабрики и через два месяца — вторая. Мощность только этих двух секций равнялась мощности всех медных обогатительных фабрик Урала того времени. В июне 1938 года была задута первая отражательная печь. Молодые металлурги Абдугалиев, Бундин, Трофименко и другие получили первый штейн. 24 ноября 1938 года мастер Баранов, его помощник Кошик, горновые Толкумбаев, Букаев закончили первую конверторную плавку. Страна получила балхашскую медь. Таким образом, понадобилось немногим больше одной пятилетки, чтобы буквально в пустыне вознесся величайший в Европе индустриальный гигант.
В свете невиданного в истории размаха социалистического строительства, в настоящее время звучит анахронизмом наглое обращение к Советскому правительству в 1921 году небезызвестного английского капиталиста Лесли Уркварта, который в царской России хищнически эксплуатировал недра Казахстана. «Не дадите ли Вы мне возможность, — писал этот отъявленный враг советского народа, — поковыряться в Киргизской степи, около Балхаша и дальше? Раньше чем черев 50, а может быть, и 100 лет вы этими местами все равно не займетесь, а я поищу и что-нибудь найду». Жизнь посмеялась над пресловутым Урквартом. Он, как и вообще капиталисты, жестоко просчитался. Социалистическая система хозяйства показала свою силу, развиваясь по пути неуклонного подъема, а капитализм все больше клонится к упадку. В тех местах, где разрушительно «ковырялись» уркварты и другие хищники, не за 100 и не за 50 лет, а за каких-нибудь 10—13 лет созданы крупные предприятия и используются богатейшие естественные ресурсы, о которых раньше нельзя было и мечтать.