Торговля при социализме

Торговля при социализме есть и останется на весь период социализма основной формой обращения предметов потребления между членами социалистического общества, — формой, при помощи которой будут удовлетворяться растущие потребности трудящихся.

В Казахстане процесс развития и укрепления советской торговли, преодоления и ликвидации частной торговли виден из таблицы роста розничного товарооборота и изменений удельного веса социальных секторов в товарообороте. Розничный товарооборот по Казахской ССР (без общественного питания, в млн. рублей)

Финансовая система является необходимым звеном расширенного социалистического воспроизводства, одним из весьма существенных методов государственного управления общественной жизнью страны и контроля за ходом производства. В документах I сессии Верховного Совета СССР, характеризующих значение финансов для социалистического строительства, отмечено, что «если бы у нас не было такого быстрого роста государственного, республиканского и местного бюджетов, … у нас не могло бы расти такими быстрыми темпами наше хозяйство, наше культурное строительство <и не могла бы так быстро укрепиться оборона страны…».

Советские финансы играли важную роль в деле социалистического преобразования Казахстана. Государственный бюджет Казахской ССР на основе экономического развития республики вырос по доходам с 74,7 миллиона рублей в 1928—1929 годах до 239,6 миллиона рублей в 1931 году и до 1 585,7 миллиона рублей в 1939 году, то есть больше, чем в 1928/29 году, в 21,2 раза. В народное хозяйство из бюджета республики было вложено в 1933 году 56,1 миллиона рублей, а в 1939 году 382,4 миллиона рублей, то есть в 7 раз больше. На социально-культурные мероприятия было израсходовано в 1933 году 113,1 млн. рублей, а в 1939 году — 898,8 млн. рублей, то есть в 8 раз больше, чем в 1933 году.

Следует подчеркнуть, что объем Государственного бюджета Казахской ССР далеко не в полной мере характеризует финансовые затраты Советского государства на развитие социалистического строительства в Казахстане, так как финансирование народного хозяйства и культуры Казахстана по преобладающим и главнейшим объектам, по предприятиям, учреждениям и заведениям союзного значения проходит через союзный бюджет и, таким образом, самые значительные финансовые затраты на хозяйственное и культурное строительство Казахстана осуществлялись союзным бюджетом.

Можно представить значимость централизованных затрат на развитие народного хозяйства Казахстана из союзного бюджета по следующим данным. В первой пятилетке свыше 50 процентов всех капиталовложений в народное хозяйство Казахстана составляли средства из союзного бюджета. Во второй пятилетке это соотношение резко изменилось, а именно: в 1933 году из 519,7 млн. рублей капиталовложений в народное хозяйство из госбюджета республики было затрачено 56,1 млн. рублей, а в 1939 году соответственно 1 600 и 382 млн. рублей. Общие затраты на капитальное строительство превышали вложения из республиканского бюджета более чем в четыре раза.


Другие записи: