Из Региональной программы по капитальному ремонту и материально-техническому оснащению организаций образования Костанайской области на 2005-2007 годы о современном состояния и приоритетных задачах развития образования в области

18 ноября 2004 г.

…Дошкольное образование. В области функционирует 73 детских дошкольных организации, из которых 64 постоянно действующих и 9 сезонных, в них воспитывается 9862 детей.

В целом, охват детей общественным дошкольным воспитанием по области составляет 24,8 %, в том числе в сельской местности – 6,1 %, в городской местности – 41,5 %.

Для полного охвата детей необходимо принять меры по восстановлению пустующих зданий и капитальному ремонту функционирующих детских дошкольных организаций.

Материально-техническая база детских дошкольных организаций не обновлялась в течение ряда лет. В настоящее время детские сады нуждаются в обновлении легкого и твердого инвентаря, игрушек, спортивно-оздоровительного оборудования, библиотечного фонда, детской мебели и другого инвентаря.

Среднее образование. В области 698 общеобразовательных школ (в том числе коррекционных – 8, вечерних – 3) с общим контингентом 154,031 тыс. учащихся.

В настоящее время расположены в приспособленных помещениях 231 школа, аварийных – 7, требуют капитального ремонта зданий – 284. Техническое состояние зданий школ требует принятия кардинальных мер.

Анализ качества обучения в школах области показывает, что в большинстве школ области учебное оборудование предметных кабинетов имеет большой процент изношенности – 56,5 % ученической мебели морально устарело, 19,1 % её не соответствует росту и возрастным особенностям, что отрицательно сказывается на здоровье детей.

Всего 81 школа имеет лингафонные кабинеты для изучения языков, часть из которых старого поколения. Кабинеты физики оснащены необходимым оборудованием только на 64,2 %, химии – 57,9 %, биологии – 47,8 %. В большинстве сельских школ мастерские по обработке металла и древесины комбинированные, оборудование которых морально устарело и изношено на 33,9 % и 53,6%, соответственно, многое вышло из строя. В последние Годы Материальная база школьных мастерских пополнялась только недорогостоящими инструментами первой необходимости за счет привлеченных средств, либо средств, заработанных школой. 11 средних и 21 основных школ ОблаСти не имеют мастерских совсем. В 489 из 687 школ имеются спортзалы, что составляет 71,2 %.

403 школы имеют столовые и буфеты. Однако только 92 столовые имеют горячую воду, 307 столовых и буфетов используют привозную воду. В большинстве школьных столовых оборудование и мебель устарели, в 89 школах столовые расположены в приспособленных помещениях.

Начальное и среднее профессиональное образование. Современный этап развития начального и среднего профессионального образования области характеризуется значительным изменением профильной структуры подготовки кадров. В 2001-2003 годах наблюдается стабилизация и постепенный рост масштабов подготовки рабочих и специалистов по техническим специальностям, прежде всего, за счёт расширения образовательных программ в области технического и технологического сервиса (технологическое обслуживание машин и оборудования, вычислительной техники) .

Нелегкий период перехода Республики к рыночной экономике, вынужденная оптимизация организаций образования вследствие бюджетного кризиса отразились рядом негативных факторов на профессиональном образовании. Резко сократилось число профессиональных школ. Сокращение контингента профшкол происходило на фоне перегрузки контингента общеобразовательных школ, особенно в городской местности. Резкое сокращение контингента профшкол сделало содержание фондов профессиональных школ нерентабельным. Фактически профессиональные организации образования стали ориентироваться на выпускников населенных пунктов, где они расположены. Изменился профиль подготовки.

Начальное и среднее профессиональное образование области обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена более чем по 128 профессиям и специальностям, повышение образовательного и культурного уровня личности, что обуславливает не только профессиональную, но и общеобразовательную ценность этого уровня образования.

Материально-техническая база начального и среднего профессионального образования требует обновления и пополнения в соответствии с динамично изменяющимися технологиями производства. Материально-техническая база профшкол области не обновлялась последние 10-15 лет. Имеющееся учебное оборудование морально устарело и не отвечает требованиям современных технологий производства.

Сегодня только 15 % выпускников 9 классов общеобразовательных школ области приходят для продолжения обучения в профессиональные школы. Согласно Государственной программе развития образования в Республике Казахстан до 2010 года, через два года в профессиональные школы придет 30 % девятиклассников. В связи с этим уже сейчас остро стоит вопрос открытия профессиональной школы в каждом районе, причем наличие общежития при профшколе будет обязательным…

Для реализации поставленных задач необходимо:

·привести материально-техническую базу, предметно-пространственную среду и учебно-методическое обеспечение организаций образования в соответствие с современными социально-экономическими условиями и требованиями учебно-воспитательного процесса;

·изучить в регионах области состояние организаций образования;

·определить приоритетные направления в укреплении материально-технической базы организаций образования;

·составить мероприятия по проведению капитального ремонта учреждений образования в регионах области до 2007 года;

·определить объем необходимых финансовых средств.

В целях обеспечения системного контроля по реализации региональной программы по капитальному ремонту и материально-техническому оснащению организаций образования создать Координационный Совет при аки-ме области…

В целях удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного воспитания необходимо:

·отремонтировать дошкольные организации в области;

·привести материально-техническую базу в соответствие с современными условиями и потребностями учебно-воспитательного процесса;

·расширить сеть детских дошкольных организаций в сельской местности и обеспечить их материально-техническое стимулирование…

В целях обеспечения реализации права граждан на среднее образование необходимо:

- создать условия для освоения образовательных программ, получения профессионально-технических навыков, умения общаться и получать знания на государственном, родном и иностранном языках с целью обеспечения профессиональной компетентности и конкурентоспособности выпускников на рынке труда;

- устранить влияние субъективных факторов на конечную оценку учебных достижений учащихся;

·внедрять и развивать здоровьесберегающие и информационные технологии, обновлять учебно-методические фонды библиотек;

·развивать сеть внешкольных организаций образования с целью создания дополнительных условий для реализации творческих возможностей детей и решения проблем их занятости в свободное от учебы время;

·расширять сеть пришкольных интернатов в сельской местности для детей из малокомплектных школ;

·сохранить и принять меры по расширению сети специальных коррекци-онных организаций для детей с ограниченными возможностями, укреплять их материальную базу…

Начальное и среднее профессиональное образование является средством подготовки человека к профессиональной деятельности и эффективному участию в мире труда.

Основным направлением деятельности организаций начального и среднего профессионального образования является создание достаточных и необходимых условий для обеспечения квалифицированной профессиональной подготовки обучающихся на уровне требований новейших технологий и в соответствии с развитием рынка труда.

Для чего необходимо:

·развивать и расширять сеть профессиональных школ и лицеев, укреплять материально-техническую базу действующих организаций профессионального образования;

·обеспечить доступность и повышение заинтересованности населения в получении качественного начального и среднего профессионального образования;

·развивать социальное партнерство в организации профессиональной подготовки кадров, в том числе по укреплению учебно-материальной базы, организации профессиональной практики обучающихся и их трудоустройство;

·развивать учебно-материальную базу, поэтапно информатизировать процесс обучения в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования;

·создать эффективные механизмы финансирования профессионального образования и подготовки квалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда на региональном уровне и по остродефицитным, стратегического значения профессиям и специальностям…

В целях реализации мероприятий, определенных в Послании Президента к народу Казахстана от 19 марта 2004 года, и Государственной программы развития образования в Республике Казахстан до 2010 года в 2005-2007 годы:

- на капитальный ремонт объектов образования необходимо в 2005 году 345 093 тысячи тенге, в 2006 году – 253 920 тысяч тенге, в 2007 году – 351986 тысяч тенге, в том числе на ремонт детских садов – 65 000 тысяч тенге, общеобразовательных школ – 809 113 тысяч тенге, профессиональных школ и лицеев – 40 986 тысяч тенге, колледжей – 35 900 тысяч тенге;

- на укрепление материально-технической базы необходимо в 2005 году

- 123 232 тысячи тенге, в 2006 году – 228 551 тысяча тенге, в 2007 году -257 643 тысячи тенге;

- на приобретение и доставку учебной литературы государственным учреждениям необходимо в 2005 году – 85 477 тысяч тенге, в 2006 году -85 477 тысяч тенге, в 2007 году – 85 477 тысяч тенге;

- на информатизацию организаций образования необходимо в 2005 году

- 4 614 тысяч тенге, в 2006 году – 69 018 тысяч тенге, в 2007 году – 68 530 тысяч тенге…

Ведомственный архив Костанайского областного маслихата. Подлинник.


Другие записи: