Воспоминания заслуженного работника сельского хозяйства И. Н. Шевченко о мероприятих по водоснабжению совхоза «Приозерный»

С. Силантьевка, 10 мая 1998 г.

Первое, что меня озадачило при вступлении в должность директора совхоза «Приозерный» – это отсутствие питьевой воды и совершенно низкие урожаи зерновых по причине засоренности полей и слабого содержания гумуса в почве.

С первой задачей мне удалось справиться в течение первых трех лет. С помощью второго секретаря обкома партии т. Касымканова А. К. я договорился с вновь организованным ПМК облводхоза о строительстве водопровода на центральной усадьбе совхоза с водоснабжением от глубинных скважин. Работавшая в это время геологическая экспедиция дала заключение о наличии водоносного горизонта питьевой воды на глубине 120-140 метров. В течение 1963-1964 годов на центральной усадьбе совхоза были сделаны три скважины с установкой глубинных насосов, построена водонапорная башня, водопровод с водозаборными колонками, на животноводческих базах и производственных объектах воду дали прямо в помещения.

Но не всё было так гладко. В августе 1963 г. без предупреждения наш совхоз посетил председатель облисполкома и, увидев разрытую траншеями центральную усадьбу, возмутился и поставил вопрос перед Семиозерным РК КПК о целесообразности моего дальнейшего пребывания в должности директора. Он усомнился в моих способностях завершить строительство водопровода. Но бюро РК ограничилось обсуждением вопроса, никто не сомневался, что водопровод будет работать. Через два года водопроводы от глубинных насосов были построены и на отделениях поселка Кубеково и Казахское. Проблема водоснабжения совхоза была решена к 1966 году.

Второй вопрос было решить сложнее. Необходимо было решить и доказать вышестоящим органам, какую систему земледелия выбрать, какие севообороты освоить, как организовать внесение удобрений, борьбу с сорняками и т. д. Организовать коллектив работать на полях качественно, заинтересовать их в этом. С помощью агрономической и землеустроительной служб района и области в хозяйстве было проведено обследование полей и подготовлена вся документация по севооборотам, почвенная карта с описанием почв и рекомендуемая система земледелия. Специалисты совхоза в своей работе строго придерживались выбранных рекомендаций, и это сказалось на урожайности полей.

В хозяйстве приняли меры по увеличению поголовья скота, с 980 голов довели до 5 тысяч, а к 80-м годам – до 6 тысяч голов. Организовали вывозку навоза на поля, а когда появились деньги, стали закупать удобрения, в основном, фосфорные и сложные. Ежегодно стали проводить борьбу с сорняками, кроме агротехнических, химическими средствами. Все это делалось не ради отчета, для этого был установлен настоящий контроль за исполнением всех видов работ.

И поэтому, когда к нам присылали [уполномоченных] по вопросам выполнения каких-то работ, к этому мероприятию обкома я относился отрицательно. Уполномоченному нужна была красивая сводка – отчет, а некоторым кое-что ещё. Как-то в начале посевной к нам прибыл уполномоченный райкома, канцелярский работник. Ознакомившись со сводкой о ходе весенне-полевых работ, он потребовал немедленного созыва парткома совхоза с обсуждением вопроса о неудовлетворительном ходе полевых работ. Я ему объяснил, что в совхозе все идет нормально: «Никаких сборов проводить не будем, коллектив настроен хорошо, все работы идут удовлетворительно». Он поднял шум, грозясь доложить первому секретарю, что в совхозе неправильно ориентируются на проведении посевных работ. Я ему корректно заметил, как бы он реагировал, если бы я, придя к нему в учреждение, стал бы утверждать, что он неправильно ведет записи в книгах и т. д. Он мне ответил резкими словами и уехал, о произошедшем он доложил райкому и заявил, что в этот совхоз он больше не поедет. В райкоме все это поняли правильно и по хозяйственным вопросам уполномоченных больше не присылали.

Усилиями всего коллектива в совхозе были внедрены и освоены севообороты (зернопаровые, зернопропашные и кормовые), проведены другие работы, о которых я упоминал выше. Все это позволило довести урожай зерновых до 14,2 центнеров с гектара в среднем за две пятилетки на площади посева в 21 100 га. Была создана прочная кормовая база для животноводства. Поголовье скота доведено до 6000 голов, внедрена механизация в животноводстве. Животноводство тоже стало не в убытке. Общая прибыль составила в среднем за годы двух пятилеток (1976-1986 годы) по 2 миллиона рублей ежегодно. В достатке были созданы фонды для содержания социальной сферы.

И. Шевченко.

Ал. РГА. Ф. 58. On. 1. Д. 4. Л. 1-3. Подлинник. Рукопись.


Другие записи: