Выделение L-форм микобактерии наблюдалось при всех клинических формах туберкулеза легких в фазе распада, однако при распространенных поражениях с наличием крупных каверн, множественных участков деструкции, а также при сопутствующих заболеваниях L-формы микобактерии выделялись обычно в сочетании с бактериальными формами возбудителя. При ограниченных по протяженности поражениях легких с одиночными кавернами небольшого диаметра сравнительно чаще отмечалось выделение одной из форм возбудителя — либо бактериальной, либо L-форм. У больных туберкуломами выделение L-форм микобактерии наблюдалось чаще, чем бактериальных форм возбудителя.
Выделение только L-форм микобактерии наблюдалось главным образом у больных с незаметным началом и медленным развитием туберкулеза, выявлявшегося преимущественно при профилактических обследованиях и характеризовавшегося слабой выраженностью местных и общих воспалительных явлений, преобладанием ограниченных пораягепий легких, формированием крупных очагов и фокусов с небольшими участками распада в них. Течение туберкулезного процесса у этих больных отличалось торпидиостью, длительным сохранением полостей распада и недостаточной эффективностью противотуберкулезной терапии [Балта 10.Е., 1980; Карачунский и соавт., 1980]. Полученные данные позволили установить важную закономерность: L-формы микобактерии туберкулеза выявлялись значительно чаще у больных с сохраняющимися в процессе лечения полостями распада, чем среди больных с закрывшимися кавернами [Балта 10. Е., 1980; Хоменко А. Г. и соавт., 1980].
Весьма важно, что через 3 месяца химиотерапии на фоне стойкого абациллирования мокроты, установленного обычными методами микробиологического исследования (бактериоскопия, посев), 83,3% обследованных больных выделяли L-трансформированные формы возбудителя, а через 6 мес в результате лечения они были обнаружены более, чем у половины больных [Муратов В. В., 1981, 1982].