Врач должен знать медицину. Это аксиома. Что касается взаимоотношений с больным, то желаемое можно было бы кратко сформулировать так: к пациенту надо относиться сердечно, к врачу — уважительно. Казалось бы, все это не очень оригинально, а главное — давно известно. Так стоит ли возвращаться к тому, что выглядит столь элементарным? Полагаю, что стоит, и вот почему.
Врачебная этика восходит своими корнями к Гиппократу. Выдающиеся врачи разных времен и народов оставили нам неувядающие примеры служения своему долгу. Но даже самым лучшим идеям угрожают две опасности: вульгаризация и канонизация.
Так, этические нормы врача средневековья отличаются от требовании, предъявляемых врачу двадцатого столетия. Перед анатомами эпохи Возрождения вставали серьезные моральные и религиозные проблемы, когда для изучения органов и болезней они должны были вскрывать трупы.
В наших больницах вскрытие для выяснения причины смерти обязательно. В США — нет, там за это родственники должны платить, а такая возможность или желание бывают не у всех, поэтому пресса вынуждена убеждать население в необходимости этого акта.
Вот проблема, меняющаяся как во времени, так и в зависимости от социальных условий. Сто лет назад разговор о пересадке органов показался бы по меньшей мере странным. Сегодня трансплантация стала довольно распространенным явлением. Но вместе с тем появились и новые этические, юридические проблемы — кому можно пересаживать органы, когда, от кого. . . Клятва Гиппократа запрещает врачу производить аборты, современные законы многих стран их разрешают. Хотя в 1949 году в Женеве был утвержден «Международный кодекс врачебной деонтологии», представления о должном у советского и частнопрактикующего врача в зарубежных странах различныПримечательны в этом отношении результаты опроса, проведенного Американской ассоциацией студентов-медиков, о которых сообщает в своей книге «Доктора» Мартин Л. Гросс. На вопрос: «Что явилось основной причиной вашего выбора медицины как профессии? » 56 процентов из 694 опрошенных будущих врачей ответили: «деньги» или «положение».
Французский журнал опубликовал статью, название которой привожу дословно: «Какой объем работы должен проделать врач, чтобы обеспечить себе чистый доход в 6000 франков ежемесячно». Как мы видим, целью деятельности являются деньги.
При анкетировании 350 студентов Оренбургского медицинского института лишь 1, 4 процента из них указали как на причину выбора профессии «материальную обеспеченность врача». Ясно, что в СССР не меркантильные мотивы определяют причины конкурса на медицинские факультеты.
Вызывают скептическое отношение утверждения, в которых студенты объясняют желание стать врачами призванием. Так, студенты Милана дали такую мотивировку в 52 процентах случаев. Как было определено призвание, каковы его критерии? Разработаны ли они вообще?
Поэтому больше убеждают ответы, в которых молодежь объясняет свои выбор интересом к врачеванию и медицинской науке, семейными традициями, гуманизмом специальности.