Неудовлетворенность медициной определяется и тем, что есть плохие врачи. Их не должно быть. Но они есть. И немало. Есть потому, что нет профессиональных критериев для поступления в высшие медицинские учебные заведения. Есть потому, что врачей плохо готовят, потому, что они плохо учатся и их плохо проверяют. есть потому, что в процессе учебы нет отбора — из кого получится реаниматолог, который борется со смертью, а кто должен вскрывать умерших. А ведь скорость мышления и быстрота реакции у них должны быть разные.
Много лет назад мною было проведено анонимное анкетирование 366 терапевтов городов Эстонии, Риги и Воронежа. На вопрос «Удовлетворит ли Вас применительно к себе такое качество медицинской помощи, какую Вы оказываете другим больным? 70 процентов опрошенных ответили отрицательно.
Данные эти были напечатаны. В числе откликов я получил письмо от одного кандидата медицинских наук. Он обвинил меня в дискредитации врачей. Ему не хотелось видеть и знать правду. Она, конечно, была грустной. И все же в этих самокритичных ответах можно было увидеть оценку того, что есть и чего не должно быть.
Но много ли изменилось за последние годы? По данным, приведенным в 1987 году министром здравоохранения СССР Е. И. Чазовым, 40 процентов выпускников медицинских вузов полностью лишены практических навыков. Среди 350 тысяч недавно аттестованных врачей почти 10 процентов аттестовано условно, а тысяча отстранена от работы из-за профессиональной непригодности.
Что касается близкой мне терапии, то в нее идут часто те, кто не находит себя в другом. А нас, терапевтов, называют первой линией медицины, самой нужной, самой важной, самой ответственной. . . Кстати, тоже пример того, как говорим одно, а делаем другое.
Нельзя также не признать, что конвейерно-поточная система формирования врачей приводит к тому, что среди них встречаются (как и среди всего населения) безответственные, поверхностные, нелюбопытные к новому и просто неумные люди.
Самокритично оценивая уровень многих врачей, нельзя рассматривать этот вопрос в отрыве от оплаты врачебного труда. Да, она должна быть дифференцированной — уравниловка порождает апатию и безответственность. Но оплата эта должна быть минимально приличной. Ведь обеспечен наш врач хуже, чем в большинстве стран мира. И проходить мимо этого негоже.