Международная группа экспертов Всемирной организации здравоохранения посвятила специальные заседания медицинским аспектам сексологии. Согласно принятым экспертами положениям, концепция здоровой половой жизни, в числе ряда элементов, включает: способность наслаждаться половой жизнью, иметь детей и контролировать снос поведение в соответствии с общественной и личной этикой; свободу от страха, стыда, чувства вины и предрассудков, а также прочих психологических факторов, подавляющих половые реакции и мешающих половым отношениям.
Для всего этого необходима система воспитания. Сексологи различают половую информацию (sex information) и половую подготовку (sex training). Они и являются, вероятно, составными элементами сексуального воспитания, начинающегося во многих странах уже в школах. В зависимости от регионов, традиций, взглядов педагогов, преподавание и за рубежом не однозначно. В одной из европейских стран учащиеся пожаловались, что им надоели бесконечные примеры из жизни морских ежей. В США описан противоположный случай: в некой католической школе дается задание написать сочинение по биологии об обезьянах. На вопрос детей, о чем писать, последовал ответ монахини-учительницы: «Напишите, как они занимаются любовью». . . Примеры Дании, в которой основы сексологии излагаются в первом классе начальной школы, или Швеции, где учащимся начиная с 12 лет рассказывают об использовании противозачаточных средств, являются крайними. Но есть ведь и другой опыт. Обзор систем сексуального воспитания в школах различных стран представлен в статьях Дж. Люкаса и D. N. Isaev. Подготовка к семейной жизни как предмет вводится в школах Венгрии с пятого класса. В ГДР сексуально-этическое воспитание стало составной частью школьных программ и полностью себя оправдало.
Наши учебные заведения делают пока в решении этой проблемы первые шаги. Поэтому среди воспитателей нередки и случайные люди. Недавно я прочел про выступление одного из педагогов, который поведал студенческой аудитории о том, что до 35 лет он женщин не целовал. Можно себе представить, какое впечатление произвела эта образцово прожитая жизнь. . .