Попытки классификации эпителиальных опухолей радужной оболочки

Помимо упомянутых, в литературе имеется немного описаний эпителиальных опухолей радужной оболочки. Так, Soudakoff (1936) подразделил опухоли радужной оболочки на 3 категории: 1) злокачественные меланомы, 2) лейомиомы, 3) эпителиальные опухоли. Многие из них, по словам Soudakoff, содержат пигмент, но их нельзя расценивать как меланомы.

Попытки классификации эпителиальных опухолей радужной оболочки

В отношении третьей группы эпителиальных опухолей Soudakoff (1936) правильно проводит сравнение их с эпителием первичной невральной трубки, вследствие чего эпителиальные опухоли радужной оболочки он относит даже к медуллоэпителиомам. Сравнение опухолей радужной оболочки с медуллоэпителиомами мозга, различных по структуре, интересно с той стороны, что эти опухоли в мозге редко дают метастазы, поэтому, по мнению Soudakoff, опухоли радужной оболочки доброкачественны.

Имеется высказывание Asbury (1944) об эпителиальных опухолях радужной оболочки. Ссылаясь на Mann (1928), она также относит эти опухоли к медуллоэпителиомам, считая, что эпителий этих опухолей аналогичен эпителию, выстилающему первичную нервную трубку.

Reese (1963) приводит демонстративную иллюстрацию топографии эмбрионального развития эпителия в глазу в связи с эмбриогенезом всего органа. Сюда же относится и гистогенез мышц радужной оболочки из того же наружного эктодермального листка глазного бокала. В связи с этим и опухоли радужной оболочки и цилиарного тела эпителиального и мышечного строения должны иметь непосредственное отношение к нейроглии в приводимой Reese схеме. Однако в дальнейшем он проводит ошибочную аналогию этих мышц с мышечными элементами кровеносных сосудов явно мезодермального происхождения.

В заключение следует сказать, что среди 11 пигментных опухолей радужной оболочки в 3 случаях группы А имелась едва выраженная определенность альвеолярной формации, граничащая с простой пролиферацией пигментных элементов; в 3 случаях группы Б наблюдалась определенная невусная структура, но без явлений атипии и перехода в меланому. В 2 из этих 6 опухолей кольцевая локализация их в углах камеры на путях оттока привела к повышению офтальмотонуса и наличию вторичной глаукомы.

В группе В было 4 эпителиальных опухоли у сравнительно молодых людей — до 40 лет. Своеобразная эпителиальная структура пластом в этих опухолях относится несомненно к нейроглиальному типу.

Среди 10 пигментных опухолей в 3 отмечено вклинивание миоматозной структуры, явления пигментации на этих участках отсутствовали, причем в 2 из этих опухолей определялась как бы видимая связь с имеющимися мышцами в радужной оболочке в одной со сфинктером, в другой — с дилятатором; в третьем случае наблюдались маленькие миоматозные узелки среди однородной эпителиальной опухоли. Хотя они имели миоматозное строение, однако локализовались в полном отдалении от мышц, не имея с ними связи.

Во всех 11 пигментных опухолях явлений атипии не отмечено, и потому считать их злокачественными меланомами оснований не имеется. Исключение представляет один случай кольцевого пигментного новообразования, которое проникало в область угла камеры глубоко в склеру. Это прорастание, считающееся симптомом активации опухоли, однако до сих пор (9-й год наблюдения) к плохим последствиям не привело, и больная, возраст которой 33 года, продолжает жить.

В связи с изложенным нельзя не указать на малую обоснованность энуклеации при одной лишь констатации новообразований на радужке.


Другие записи: