Ломка натуральных основ хозяйства казахского аула

С развитием товарно-денежных отношений происходит быстрая ломка натуральных основ хозяйства казахского аула. Втягивание его экономики в орбиту всероссийского рынка привело к тому, что многие хозяйства и ремесленники начинают изготовлять отдельные предметы быта для продажи.

Многочисленные документы первой и особенно второй половины XIX в. свидетельствуют о том, что товары домашних промыслов и ремесел были широко представлены на рынке. Здесь и войлок (белый и серый), детали юрт, волосяные арканы, всевозможные кожи и овчины, армячина верблюжья, различные меха, сало, рыба и многое другое. Н. Абрамов и ряд других авторов пишут, что казахи Аягузского и Каркаралин-ского округов продавали изделия домашних промыслов в значительных количествах.

Наряду с домашними промыслами в этот период в Казахстане возникают мелкие предприятия по переработке продуктов и сырья животноводства. Так, в Семипалатинской области в 60-х годах XIX в. работало 19 кожевенных, 5 мыловаренных и 1 свечное предприятие. Салотопенные, кожевенные и подобные им предприятия возникали во второй половине XIX в. и во многих других областях Казахстана. Они, как правило, принадлежали русским промышленникам. В них обычно насчитывалось всего лишь по нескольку рабочих, в том числе и казахов. Уже тогда на этих кустарных предприятиях в совместном труде между русскими и казахами возникали дружеские отношения. Казахи осваивали новые для них профессии, более передовые приемы, например выделывания кож, катания валенок и т. д..

Изменения произошли и в деревообделочном промысле казахов. Многие казахи, живя в русских селах или поблизости от них, нередко переходили в плотницкие артели или в подмастерья к русскому столяру, работали с ними годами и становились сами квалифицированными мастерами, умеющими и дом срубить и русскую мебель изготовить. Возвращаясь в родные аулы, такие мастера казахи учили своих земляков и родичей делать то, что сами умели.

Бурное развитие земледелия, внедрение новых, более совершенных сельскохозяйственных орудий внесло серьезные изменения и в традиционное кузнечное ремесло казахских мастеров. Многие из них, учитывая огромный спрос в ауле на такие орудия, как русские серпы, железные зубья для борон, металлические наконечники сох, отдельные детали для более сложных сельскохозяйственных орудий и т. д., осваивают технику их изготовления. Одновременно кузнецы учатся изготовлять подковы и ковать по-русски коней, ремонтировать многие простейшие и даже сложные сельскохозяйственные машины (конные грабли, сеялки, веялки, молотилки и т. д.).

Совершенно справедливо писал один наблюдатель, что казахи «получили посредством русских познания во многих ремеслах» .


Другие записи: