Изготовление одежды

Характер и условия труда наряду с климатом, а также наличие материалов для изготовления одежды являются определяющими при выборе той или иной ее формы. Казахская национальная одежда продиктована кочевым образом жизни скотовода и ограничена необходимостью использовать в качестве исходного материала для ее изготовления в основном продукцию животноводства — шерсть и кожу. Но первые же казахи-углекопы убедились в том, что она неудобна и громоздка для работы в шахтах и не спасает от угольной пыли и сырости.

Воспоминания старейшего шахтера А. Койтаспаева и устное творчество рабочих Караганды позволяют описать бытовавшую тогда мужскую одежду казахов. Нательная рубаха (кейлек) и штаны (дамбал) казахского покроя шились из дешевой ткани и домотканины, верхним костюмом служили куртка (камзол) и штаны (шалбар) старинного покроя; материалом для куртки служил ситец, зимние штаны шили из овчины, а летние — из грубо выделанной овечьей или козьей кожи. Зимой носили тоц (овчинный тулуп) или куш — прямоспин-ную верхнюю одежду «из естественно свалявшейся шерсти… Ее шили из шерсти овец или верблюдов, снятой вместе со свалявшимся подшерстком. Шерсть простегивали продольными швами через 5—10 См Вместе с материей». В более теплое время года носили шекпен — халат из домотканого сукна. По халату подпоясывались кожаным или матерчатым поясом, на котором висели кайло или небольшая лопата. Головным убором служили тюбетейка и тымак, — меховой малахай с назатыльником.

Кожаные поршни, или сандалии (шэрке, шарык, шо-кай), были обувью шахтера. «Чаще их делали из сыромятной коровьей или другой кожи. Еще не просохший после очистки от мездры кусок шкуры сгибали по ступне, волосом наружу; вверху в проделанные отверстия продергивали кожаный шнурок, которым стягивали шкуру на щиколотке. Высыхая, кожа приобретала и сохраняла приданную ей форму. Носили поршни с войлочными чулками» ,!). Подобная обувь была мало пригодна для работы в сырых забоях шахт, и ношение ее — одна из причин частых заболеваний рабочих.

Как видим, в основной своей массе рабочие еще продолжали в дореволюционный период носить одежду, подобную той, что носили скотоводы. Однако сохранение традиционной одежды наблюдалось главным образом среди сезонных рабочих.

И все-таки новые условия жизни казаха-рабочего накладывали определенный отпечаток и на его одежду. В нее начали проникать элементы городского русского костюма. Прежде всего вошли в употребление фабричные ткани (ситец и другие дешевые ткани). Основным головным убором становится русская шапка-ушанка (к¥лакщын), не требующая много меха. У рубахи, куртки, халата, отличающихся уже менее широкими формами, короче стали рукава. С начала XX в. казахская национальная одежда все более смешивается с элементами городской одежды. Этому способствовала система оплаты шахтеров: по талонам, которые выдавались рабочему вместо денег, можно было получить продукты и промышленные товары только в пришахтной лавке. Большое значение имело и общение с русскими рабочими. Но главная причина изменений в одежде была в том, что среди шахтеров становилось все больше казахов, окончательно осевших в промышленности.

Таким образом, в дореволюционный период одежда казахских шахтеров представляла собою пеструю смесь национальных и европейских элементов.

У жен шахтеров в основном сохранился национальный покрой одежды, хотя материал, из которого она шилась, стал фабричным.

В послереволюционный период, в тридцатых годах, новые пополнения казахских рабочих прибывали на шахты в национальной одежде. Рабочая одежда (спецовки) выдавалась государством.


Другие записи: