Пища казахских шахтеров Караганды

Большие изменения претерпела пища казахских шахтеров Караганды.

В происшедших изменениях ярко выделяются два этапа, качественно отличающиеся друг от друга. Первый этап — дореволюционный, когда бывший бедный кочевник, превратившись в рабочего, оказывался в таких условиях, при которых его питание было еще хуже. Дело в том, что бедняк-кочевник питался главным образом мясом и молочными продуктами, хотя в крайне недостаточном количестве. Поступив на работу на угольные копи, он еле сводил концы с концами и систематически недоедал, причем в его скудном меню преобладала жидкая постная похлебка.

До революции заработок рабочего-казаха не обеспечивал его прожиточного минимума. Как уже отмечалось, цены на продукты были высокими, а заработки очень низкими. Продукты в пришахтной лавке Спасского акционерного общества, куда входили Карагандинские копи, продавались втридорога и были скверного качества. Так, в литературе приводятся такие сведения: «Хлеб печется из затхлой, прогоркшей муки, этот хлеб как высший сорт продается в заводской лавочке по 25 коп. за булку, тогда как такая же булка, но, конечно, из хорошей муки, на базаре продается от 8 до 10 коп.» .

На бюджет рабочего влияло еще и то обстоятельство, что многие работали сезонно, а их семьи жили в аулах. Чтобы оказывать семье регулярную помощь, они жестоко экономили на пище и одежде.

Часть осевших семей рабочих имела в хозяйстве в небольшом количестве скот — корову и несколько баранов. Из молока бедняк заготовлял впрок необходимые ему продукты, зачастую курт (сушеный сыр). Курт приготовляется из ыркыта, получаемого из кислого молока (айрана) через две недели, в течение которых ежедневно в айран добавляется свежее молоко. Сбив масло и отделив его от ыркыта, последний ставили на огонь и выпаривали до густоты теста, затем отжимали в руках, делали колобки или лепешки и сушили на солнце. Курт долго хранится, из него можно приготовлять различную пищу. Его употребляют вместо хлеба, растирая в горячей воде, забеливают им мучную похлебку (быламык) — основной вид горячей жидкой пищи бедняка в зимнее время. Приготовляется быламык следующим образом: «Ставят на огонь котел, в который кладут 1 фунт или 2 фунта бараньего или скотского сала, потом всыпают туда 4 или 5 фунтов ржаной муки и мешают до тех пор, пока мука не сделается от жары красною. Затем, смотря по количеству муки и сала, вливают туда воды и смесь нагревают до, кипения… Жидкий курт вливают в котел с бламыком и снова кипятят» . Растертый курт с водой употреблял-" ся и как напиток.

Помимо курта из молока заготовляли ipiMiniK—Л Пресный сушеный сыр. Его приготовляют из свежего молока, добавляя в него в процессе кипячения кислое молоко. Доведенный до красно-желтого цвета ырым-шнк очень вкусен и сладок.

Курт и ырымшик продолжали играть большую роль в пище рабочих-казахов, несмотря на то, что большинство из них не имело скота. Заготовленные впрок у родственников в ауле, эти продукты привозились на рудник к шахтерам.

Несмотря на тесную связь с аулом, рацион рабочего-казаха уже до революции изменялся. Углекопу редко доводилось пить айран или кумыс, есть мясо. Скота у рабочих не было, а покупать эти продукты на базаре из-за нехватки денег он мог лишь изредка.

Итак, из-за крайней недостаточности мяса и молочных продуктов, пища рабочего-казаха была скудной и однообразной. Малокалорийными были постные кеспе коже — лапша из муки грубого помола и тары коже (пшенный суп). Они забеливались иногда молоком, растертым куртом или определенным способом приготовленным творогом — «малта». В дни, когда случалось мясо, варили его по-казахски. Из муки пекли лепешки — «таба нан» (буквально — хлеб, выпекаемый в сковороде). Напитками служили чай, «шалап» (кислое молоко, разбавленное водой).

Завтракал рабочий всухомятку, с собой в шахту брал обычно лепешку, курт, воду или кислое молоко (айран или шалап). И только поздним вечером удавалось поесть горячей пищи. Бессемейные рабочие объедннялись вокруг семейного шахтера по 7—8 человек, чтобы кормиться «артелью». Жена шахтера берет на себя обязанность хозяйки артели — стирает, готовит пищу на всех, носит им еду в шахту и т. д.

Так, информатор Бибикайша Тусипкожина вспоминала, что на шахту она пришла со своим мужем Сады-ком и его двумя неженатыми братьями Уакасом и Уа-ли. Через год из аула приехали двое подростков — дети родственников матери Садыка. Они стали жить вместе с семьей Тусипкожина. На Бибикайше лежала обязанность готовить пищу и другие заботы по хозяйству. Таким образом, они как бы сливались с ними в одну семью, одну артель, поэтому не могло быть и речи о том, чтобы семья питалась отдельно от артели.


Другие записи: