Постановление Комиссии ЦК КПСС

ЦК КПСС отмечает, что в современных условиях особо важное значение приобретает хорошо налаженная книжная торговля, как составная часть общепартийной и общегосударственной работы по коммунистическому воспитанию трудящихся.

Дальнейшее улучшение материального благосостояния и рост духовных запросов трудящихся вызывают все больший спрос на книги и брошюры. За последние шесть лет трудящиеся города и села приобрели в личное пользование почти 4,5 миллиарда экземпляров раз личных непериодических изданий. В 1959 году населению и библиотекам продано литературы на 4 миллиарда рублей, что составляет около 19 рублей на душу населения.

Вместе с тем ЦК КПСС считает, что нынешнее состояние книжной торговли не отвечает возросшим культурным запросам населения и задачам идеологической работы. Сложившаяся в книжной торговле практика заказов не учитывает действительного спроса населения на книги, носит канцелярско-бюрократический характер и вследствие этого служит серьезным тормозом для дальнейшего развития книгоиздательского дела. Книготорговые организации дают заказы на книги без учета интересов покупателей, исходя преимущественно из коммерческих соображений, занижая тиражи на наиболее актуальную, в особенности политическую и современную художественную литературу и в то же время предъявляя завышенные заказы на переводные издания.

По вине книготорговых организаций многие книги по важнейшим вопросам политической и хозяйственной жизни, науки и техники, рассчитанные на широкий круг читателей, поступают в продажу на местах с большим опозданием или надолго оседают на книжных базах и складах. Рабочие, инженерно-технические работники, колхозники, преподаватели, студенты, пропагандисты и агитаторы, в особенности в сельской местности и небольших городах, часто не имеют возможности приобрести нужную им новую литературу.

В книжной торговле установилась неправильная практика, когда книги, издаваемые в областях, краях и республиках и представляющие общий интерес, нельзя приобрести на территории других областей, краев и республик. Поэтому многие новые интересные книги по вопросам науки и техники, произведения литературы и искусства народов СССР не всегда доходят до широких кругов трудящихся нашей страны.

Книготорговые организации слабо популяризируют и внедряют передовой опыт работы лучших книжных магазинов (торговля без прилавков, продажа книг на улицах, в библиотеках, учреждениях, в учебных заведениях, со столиков и тележек, развозная торговля в городах и рабочих поселках, проведение книжных ярмарок и т. д. ) .

Информация населения о новых книгах поставлена неудовлетворительно. Недостаточно используются для целей пропаганды и рекламы книг центральная и местная печать, радио, телевидение, кино. В пропаганде литературы слабо участвуют издательства, творческие организации писателей, композиторов и художников.

Привлечение потребительской кооперации к торговле книгами рассчитано на значительное расширение книжной торговли в сельской местности. Однако до сих пор в книжной торговле на селе имеются серьезные недостатки. Местные органы потребительской кооперации мало заказывают политической, сельскохозяйственной и другой литературы, необходимой сельскому населению.

Книготорговые организации не работают в контакте с издательствами, не предъявляют издательствам необходимых требований о своевременном выпуске книг, брошюр, плакатов, в особенности посвященных определенным датам и событиям, из-за чего многие книги и брошюры поступают в книготорговую сеть с опозданием и остаются непроданными. В результате плохой координации работы издательств и книжной торговли на складах и в книжных магазинах ежегодно оседает значительное количество литературы. Многие издания стареют, становятся непригодными для продажи и списывается в макулатуру. Рост книжных запасов приводит к снятию отдельных книготоргов с кредитования на длительные сроки.

Развитие книготорговой сети отстает от выпуска литературы. За последние годы розничная продажа книг увеличилась на 63 процента, а количество книжных магазинов лишь на 23 процента. В крупных городах и промышленных центрах слабо развивается сеть специализированных магазинов по продаже политической, технической, сельскохозяйственной, художественной, музыкальной литературы и изобразительной продукции. Многие Советы депутатов трудящихся не уделяют необходимого внимания делу расширения книготорговой сети, слабо привлекают совнархозы к строительству книжных магазинов и киосков.

Книги, как правило, хранятся в неприспособленных помещениях. Ощущается острый недостаток в книжных базах и складах. Отсутствует механизация приемки, обработки и отправки литературы. Книготорговые организации не обеспечены специализированным автотранспортом.

Министерство культуры СССР, Центросоюз не проявляют должной заботы об улучшении книжной торговли. Слабо участвуют в пропаганде и распространении книг профсоюзные и комсомольские организации. Общественное движение друзей книги не нашло еще широкого распространения.

ЦК КПСС отмечает, что местные партийные органы не уделяют необходимого внимания книжной торговле, являющейся большим общепартийным делом, редко обсуждают работу книготорговых организаций, слабо контролируют деятельность книготоргов и не оказывают им необходимой помощи в подборе кадров. ЦК КПСС постановляет:

1. Обязать ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы КПСС, Министерство культуры СССР, Центросоюз и Министерство связи СССР устранить отмеченные недостатки и принять необходимые меры к всемерному расширению и улучшению книжной торговли, имея в виду наиболее полное удовлетворение запросов советских людей на политическую, художественную, научную, производственно-техническую, сельскохозяйственную, медицинскую, учебную и справочную литературу, изобразительную и нотную продукцию.

Учитывая рост издания литературы в союзных и автономных республиках, краях и областях, считать необходимым организовать книжную торговлю в стране таким образом, чтобы тематические планы всех издательств имелись в любом книготорге, потребсоюзе и чтобы книги, выходящие в центральных или местных издательствах, можно было выписать, заказать или приобрести в каждом крупном магазине.

2. Предложить Министерству культуры СССР, Центросоюзу, Министерству связи СССР:

А) добиться, чтобы во всех книжных магазинах была организована продажа произведений классиков марксизма-ленинизма, материалов съездов и пленумов ЦК КПСС, а также политической, социально-экономической литературы, рассчитанной на массового читателя.

Установить, что материалы съездов и пленумов ЦК КПСС, сессий Верховного Совета СССР, политические брошюры, плакаты и другая литература, выпускаемая издательствами в связи с важнейшими событиями и датами, рассылаются в книготорговую сеть всех министерств и ведомств без предварительных заказов;

Б) расширить продажу советской художественной литературы, в особенности произведений на современные темы. Считать целесообразным, чтобы Союз писателей и его отделения на местах активно участвовали в изучении спроса, выявлении и сборе заказов на новые произведения художественной прозы и поэзии. Шире привлекать к участию в продаже художественной литературы общественных распространителей из числа учителей, библиотекарей, культпросветработников, молодежи, систематически устраивать дни встречи читателей с авторами книг;

В) расширить сеть специализированных магазинов по продаже политической, художественной, научно-технической, сельскохозяйственной, учебно-педагогической и медицинской литературы;

Г) обеспечить повсеместную широкую продажу, в том числе и в отдаленных местностях, плакатов, открыток, альбомов и репродукций лучших картин русских, советских и зарубежных художников, а также нот и литературы по музыке.

3. В целях более полной информации населения о выходящих книгах и более точного изучения спроса на литературу:

А) обязать все издательства страны представлять в книготорговую сеть не позднее 1 августа тематические планы издания литературы на новый год;

Б) книготорги должны широко информировать об издательских планах местные общественные организации, читательский актив, работников библиотек, увеличить выпуск рекламных материалов;

В) газетам и журналам, радио и телевидению публиковать не реже одного раза в неделю информационные и библиографические материалы о новых книгах. Издательствам больше выпускать проспектов, каталогов, листовок, аннотаций на книги, обратив особое внимание

на улучшение их содержания и оформление. Регулярно включать в кинохронику кадры с материалами о новой литературе;

Г) признать целесообразным реорганизовать журнал «Что читать», издающийся Министерством культуры РСФСР, во Всесоюзный библиографический журнал «В мире книг» и впредь выпускать его как орган Министерства культуры СССР и Министерства культуры РСФСР один раз в месяц, объемом 5—6 печатных листов, для распространения массовым тиражом по подписке и в розницу.

4. Обязать Министерство культуры СССР, Центросоюз, Министерство связи СССР и местные книготорговые организации:

А) осуществить в течение двух-трех лет переход на бесприлавочную торговлю с открытым доступом покупателей к книжным фондам; шире применять внемагазинные формы торговли; увеличить количество киосков на предприятиях и стройках, в учреждениях и учебных заведениях, столиков и тележек с книгами для развозной торговли в

городах, селах и рабочих поселках. В областях, краях и республиках чаще проводить книжные ярмарки, декады и месячники распространения литературы;

Б) открывать в крупных селах книжные магазины, киоски, специально оборудованные книжные отделы в сельмагах с широким ассортиментом литературы, систематически направлять специальные автофургоны с книгами в отдаленные населенные пункты, на отгонные пастбища, в полевые станы; организовать продажу литературы в районных, сельских и колхозных библиотеках;

В) расширить продажу литературы в общеторговой сети, особенно в государственных универсальных магазинах, магазинах культтоваров, а также продажу медицинской литературы в аптеках;

Г) улучшить обслуживание иногородних покупателей через существующие в книжных магазинах отделы «Книга—почтой», предусмотреть создание в республиканских центрах и других крупных городах магазинов «Книга—почтой»;

Д) всемерно поддерживать и развивать движение общественных распространителей книг, шире привлекая к этому комсомольские, профсоюзные и другие общественные организации. Признать целесообразным создание в союзных республиках добровольных обществ

«Друзья книги».

5. Обязать Госплан СССР, Министерство культуры СССР, Центросоюз, Министерство связи СССР ввести с 1961 г. единое государственное планирование издания, продажи литературы и развития книготорговой сети в стране.

6. В целях ускорения продвижения литературы из типографий и с книжных баз в торговую сеть расширить отгрузку литературы из Москвы, Ленинграда и других баз снабжения непосредственно крупным магазинам, книготоргам и потребительской кооперации. Установить, что новые книги в районы Дальнего Востока, Сибири, Крайнего Севера, в среднеазиатские республики и Казахстан направляются из первых партий тиражей.

7. Поручить Советам Министров союзных республик. Министерству финансов СССР, Госбанку СССР, Министерству культуры СССР, Министерству связи СССР и Центросоюзу в двухмесячный срок разработать особый порядок кредитования книготорговых организаций и предприятий, имея в виду кредитование запасов книжной продукции независимо от года издания и сроков ее поступления, а также предоставление специальных кредитов при образовании сверхнормативных запасов для расчета на поступающую новую литературу; рассмотреть и решить вопрос об увеличении нормативов по товарным запасам литературы, рассчитанных на более длительные сроки торговли ею.

8. Учитывая, что существующая в настоящее время система оплаты труда книготорговых работников материально не поощряет активное распространение политической, научно-технической и современной советской художественной литературы, рекомендовать Министерству культуры СССР, Центросоюзу, Министерству связи СССР в двухмесячный срок разработать предложения о мерах поощрения книготорговых работников за распространение указанных видов литературы и внести их в Совет Министров СССР.

9. Поручить Министерству культуры СССР, Центросоюзу и Министерству связи СССР определить нужды материально-технического обеспечения развития книжной торговли на 1960—1965 гг. и совместно с Госпланом СССР в двухмесячный срок внести соответствующие предложения в Совет Министров СССР.

10. В целях обеспечения книжной торговли высококвалифицированными кадрами обязать Советы Министров союзных республик,

Министерство высшего и среднего специального образования СССР, Министерство культуры СССР и Центросоюза:

А) организовать при техникумах советской торговли в союзных республиках книготорговые отделения;

Б) открыть в 1960-61 учебном году в Московском полиграфическом институте и во Всесоюзном заочном полиграфическом институте отделения экономики и организации книжной торговли.

П. ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам КПСС доложить ЦК КПСС о ходе выполнения настоящего постановления к 31 декабря 1960 года.

Ф. П. Оп. 1. Д. 498. Л. 2-11. Подлинник.


Другие записи: