КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ ИЗ ГАЗЕТЫ «ТАШКЕНТСКИЙ КУРЬЕР» О ЗАБАСТОВКЕ РАБОЧИХ ДЕПО ст. ПЕРОВСК

1907 г., июня 2.

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ ИЗ ГАЗЕТЫ «ТАШКЕНТСКИЙ КУРЬЕР» О ЗАБАСТОВКЕ РАБОЧИХ ДЕПО ст. ПЕРОВСК

Над Перовском совершенно неожиданно нависли черные тучи. 28 мая в 12 часов дня в местном депо мастерских железной дороги прекратились все работы. На призывной гудок не явилось ни одного рабочего из 154—166 человек. Заунывные звуки гудка свободно перекатывались в обширном здании депо и мастерских и глухим эхом отдавались в соседних песчаных барханах. А могучая рабочая сила, давно привыкшая к властному звуку гудка, теперь не повинуется ему, черные муравьи-рабочие не копошатся около стальных гигантов-паровозов, и они сиротливо и беспомощно глядят в широко открытые двери депо.

Гроза эта надвигалась постепенно. С половины апреля с. г. к нам прислали нового начальника депо г-на Каля. Очевидно, по пословице, что «новая метла по своему метет», г-н Каль на первых же порах начал проявлять свою деятельность на тощих карманах рабочих. Скоро возник целый ряд недоразумений на экономической почве; начались и притеснения, самовольные увольнения рабочих без объяснения причины (Михайлов и Сидов), новая метла шла далее. Давно уже установленные расценки работ начали быстро падать. Г-н Каль проявил тут удивительную изобретательность: так, прежде за [ремонт] тендера платилось 75 руб., а теперь только 45 руб.; за паровоз вместо 450 руб.— только 350 руб. Вообще, размер расценок в среднем понизился на 30 процентов.

Таким образом, далее идти было некуда, и 28 мая рабочие в присутствии местного жандармского ротмистра и самого г-на Каля изложили свои требования, а в заключение просили ротмистра подать депешу начальнику Оренбургско-Ташкентской железной дороги с просьбой отстранить г-на Каля, назначив ему заместителя. До выяснения же дела рабочие решили пока прекратить средний ремонт; текущего же ремонта и движения по линии железной дороги ни в каком случае не приостанавливать. Г-н Каль пробовал было уладить дело миром, но это ни к чему не привело, и ему пришлось давать депешу по начальству о забастовке рабочих. Подробности возникшего недоразумения, как говорят, депеша г-на начальника скромно умалчивает. В два часа ночи был получен, обычный в таких случаях, ответ и 10 человек, будто бы «зачинщиков», было уволено; это были представители рабочих, посланные ими для переговоров с г-м Калем.

Утром 29 мая все рабочие вышли на работы, но г-н Каль не допустил к работам и распорядился по-своему. В ночь на 29 мая в Перовск уже был стянут наряд жандармов с линии Перовск — Джусалы. И теперь они величественно красовались у всех дверей депо и мастерских, усердно помогая Калю улавливать «зачинщиков». Работы совершенно прекратились, а г-н Каль почти через каждые два часа начал вывешивать свои объявления рабочим. Так, вслед за грозным объявлением о том, что «депо и мастерские ст. Перовск из средних делаются оборотными, а все рабочие увольняются», вдруг появляется объявление, чтобы рабочие немедленно приступили к работам.

В общем, настроение в высшей степени напряженное. На общем собрании рабочие решили пока подать мотивированную телеграмму начальнику дороги с настойчивой просьбой устранить Каля и что за дальнейшее они не ручаются.

Газета «Ташкентский курьер», М 113 2 июня 1907 г.


Другие записи: