Поражение Мариинского восстания

После поражения Мариинского восстания многие его участники, подвергавшиеся преследованию со стороны колчаковцев, скрылись в казахских аулах, в частности Бейс, Коксай, Козчан. Казахские бедняки этих аулов спасли многих своих русских друзей от смерти. Немало участников Мариинского восстания, преследуемых карательными отрядами, скрылись в Тургайских степях и вступили здесь в партизанский отряд, сформированный из красноармейцев — казахов, русских и татар.

Вызванный к жизни великими целями пролетарской борьбы, вдохновляемый высокими идеалами, героизм коммунистов обладал огромной силой примера и являлся одним из важных факторов победы над внешней и внутренней контрреволюцией в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны. Коммунисты, ведя большую напряженную и опасную для жизни работу в подпольных организациях, воодушевляли массы, развивали их активность, инициативу, сплачивали под знаменем партии.

Одним из таких коммунистов был Адильбек Майкутов, который вместе с другими большевиками создал в Атбасарском уезде несколько подпольных организаций. Адильбек Майкутов пользовался большим авторитетом и был популярен среди русской и казахской бедноты. Он многое делал для организации и подготовки вооруженного восстания против колчаковщины. Это было хорошо известно командованию белогвардейской армии и ее органам разведки. Последние в течение долгого времени искали Адильбека Майкутова. В августе 1919 года колчаковские банды все же выследили его и зверски убили.

Светлые страницы в историю борьбы за Советскую власть против белогвардейцев вписали участники Черкасской обороны. В августе 1918 года белогвардейцы окружили юго-восточную часть Лепсинского уезда Семиреченской области, куда входили 13 селений русских крестьян-переселенцев. Героическая борьба крестьян этого района, мужественно сдерживавших натиск в несколько раз превосходящих сил врага, вошла в историю гражданской войны под названием Черкасской обороны.

Против черкассцев белогвардейские войска, которыми командовал один из самых свирепых белогвардейских палачей атаман Анненков, выставили 10 тысяч штыков и сабель. Вместе с ними выступили и алаш-ордынцы. План белогвардейцев заключался в том, чтобы быстро захватить Семиречье, создать здесь новые войсковые части из местного населения. Они предполагали занять Ташкент и оттуда наступать на Москву. Атаман Анненков был связан с Кокандским контрреволюционным правительством и Закаспийским эсеро-меньшевистским правительством, которые обещали поддержать его наступление на Ташкент. Анненковцы громили Советы, разоряли села и аулы, расстреливали коммунистов, вешали пленных красноармейцев.

Член военного совета Черкасской обороны В. С. Довбня в своих воспоминаниях о событиях, пережитых им в период гражданской войны, так описывает звериный лик анненковщины: «Победоносная банда, простоявшая 14 месяцев около почти безоружных сел, учинила кровавую расправу над мирным населением, насиловала, грабила, резала направо и налево. В селе Антоновском бандиты врывались к крестьянам в хаты, заставляли выходить мужей, отцов, а то и в их присутствии насиловали жен, дочерей.

Тысячи крестьян были зверски зарублены. Среди них Косенко — начальник оперативного отдела штаба Обороны, Крива — командир гарнизона села Антоновского, Яков Прохорко — командир Петропавловского участка. . . Корниенко — комполка, труп которого лежал всю зиму при въезде в Лепсинск на устрашение другим.

Анненков лично допрашивал комиссара Обороны Петра Тузова. Бандитский атаман предложил Тузову признать, что Советская власть идет по неправильному пути. За это бандит обещал сохранить ему жизнь. В ответ Тузов плюнул Анненкову в глаза. Отважный большевик был зарублен около палатки Анненкова, недалеко от села Черкасского» .

Трудящиеся крестьяне Лепсинского уезда вступили в самоотверженную борьбу с превосходящими силами врага, оказывали героическое сопротивление анненков-ским бандам, задерживая их продвижение в глубь Семиречья. Организатором и руководителем Черкасской обороны был Лепсинский уездный исполком Советов, в состав которого входили коммунисты и большевистски настроенные бывшие фронтовики: А. Дьяченко, В. Довбня, И. Собко, И. Лопатин, П. Довгалев, Ф. Шапошников и др.

Участники Черкасской обороны в упорных боях сдерживали наступление белогвардейцев, нанося им значительные потери. 3 июня 1919 года президиум Семиреченского облисполкома обратился к героям Черкасской обороны со следующими словами:«Дорогие товарищи, доблестные лепсинцы!

Вот уже год, как вы, оторванные от центра Семиречья, стойко и доблестно, с оружием в руках боретесь против казачье-белогвардейских банд, защищая права и власть беднейшего трудового народа.

На вашу героическую борьбу с приспешниками капитала, опирающимися на империалистическо-буржуазные правительства Англии, Франции, Америки и несущими под своими красивыми ложными лозунгами новое вековое закрепощение труда и царство капитала, смотрит с восторгом и надеждой весь трудовой Туркестан и Семиречье. Мы знаем, что вам приходится нести все нужды и тяготы жизни — ваша мирная жизнь нарушилась в корне, вам приходится, бросив плуги и бороны, стоять на своем доблестном посту с винтовкой в руках. Честь и слава вам за такое сознательное отношение к нашему общему святому правому делу защиты прав бедноты и власти Советов.

Мы не забыли вас. Вам будет оказана самая широкая помощь как людьми, так и деньгами, оружием, патронами и товарами»Партия и Советское правительство проявляли большую заботу об участниках Черкасской обороны, оказывали им возможную в тех тяжелых условиях помощь. На завершающем этапе во главе Черкасской обороны встал молодой петроградский рабочий, опытный командир Красной Армии коммунист Петр Тузов, прибывший в Туркестан по заданию Советского правительства для оказания помощи республики в военном строительстве.


Другие записи: