Справка секретаря Кустанайского обкома КП(б) К Л. Миронова в ЦК КП(б) К о выполнении постановления ЦК КП(б) К "О работе среди спецпереселенцев"

1 сентября 1952 г. Строго секретно

Выполняя постановление ЦК КП Казахстана от 24 февраля 1951 года "О работе среди спецпереселенцев", партийные, советские, профсоюзные и комсомольские организации, отделы народного образования и руководители школ области провели некоторую работу по охвату обучением в школах детей спецпереселенцев, ликвидации неграмотности и малограмотности среди этого контингента населения и привлечению учителей-спецпереселенцев к педагогической работе.

1. По обучению детей спецпереселенцев

В 1951/52 учебном году было охвачено обучением в школах всеобуча 13 386 детей спецпереселенцев из 15 640 человек, подлежащих обязательному обучению в школах.

Однако, в прошлом учебном году 2955 детей спецпереселенцев не было охвачено обучением, из которых 1566 человек – дети чечено-ингушского населения.

В течение 1951/52 учебного года из числа детей-переростков (немцев, чеченцев и ингушей) , не охваченных обучением в школах, было направлено в ремесленные училища, на различные курсы, трудоустроено в промышленности и сельском хозяйстве 1550 человек. Кроме этого, 30 детей спецпереселенцев, окончивших в 1951/52 учебном году семилетние и средние школы, поступило учиться в средние и высшие специальные учебные заведения.

В целях более полного охвата обучением в школах детей спецпереселенцев в текущем учебном году со стороны партийных и советских организаций области было принято ряд дополнительных мер по тщательному учету детей школьного возраста из этого контингента населения и созданию им необходимых условий для учебы. Из фондов всеобуча, созданных при большинстве школ области, была оказана материальная помощь для приобретения одежды и обуви 520 учащимся-спецпереселенцам, родители которых не в состоянии были полностью обеспечить одеждой и обувью своих детей-учащихся. На полное или частичное государственное обеспечение было принято в бюджетные и общественные интернаты 45 детей-спецпереселенцев.

Кроме этого, в 12 детских домах воспитываются 304 детей-сирот, из которых немцев -150, чеченцев – 89 и ингушей – 65 человек. В бюджетных и ведомственных детских домах содержится 65 детей спецпереселенцев дошкольного возраста.

В 14 населенных пунктах, где основное население составляют спецпереселенцы-немцы, организовано и работает 6 начальных и 8 семилетних школ, в которых обучаются на русском языке только дети спецпереселенцев-немцев в количестве 1732 человека.

Организованы и работают также два отдельных класса с количеством учащихся 45 человек при начальных школах для детей чечено-ингушского населения, занятия в которых проводятся на русском языке. Такие школы и группы организованы и работают в Введенском, Федоровском, Кустанайском Тарановском, Пешковском и Орджоникидзевском районах.

Приняты меры к подвозу детей спецпереселенцев к отдаленным школам в зимний период. Случаев отказа в приеме в школы детей спецпереселенцев не было.

Все это позволило в текущем году охватить обучением в школах всеобуча 13 197 детей спецпереселенцев из 13 947 человек, подлежащих обязательному семилетнему обучению. Наибольшее количество детей спецпереселенцев сосредоточено в школах Карабалыкского района, где обучается 1424 человека, Федоровского района, где обучается 1476 человек, Тарановского района, в школах которого обучается 1693 человека.

Однако, и в текущем году в школах области не обучается 750 детей-спецпереселенцев, из которых 212 человек – без уважительных причин. Не посещают школу, главным образом, девочки-ингушки и чеченки, среди родителей которых все еще очень живучи религиозные и феодальные пережитки в отношении к женщине.

В селе Костычёвка Федоровского района родительница Хамхоева – ингушка, наотрез отказалась послать свою 14-летнюю дочь, окончившую начальную школу, в 5 класс по соображениям религиозно-родовых предрассудков. Аналогичные факты имеют место в селе Щербиновка Тарановского района, где не обучается в семилетней школе 9 девочек – чеченок и ингушек, а также в селе Степановка Мендыгаринского района, где в семилетней школе не обучается 5 детей спецпереселенцев.

Принимаются дополнительные меры к охвату обучением в школах детей спецпереселенцев и недопущению отсева их из школ в течение учебного года без уважительных причин. Это позволило в течение первой четверти доохватить учебой в школах 78 детей-спецпереселенцев.

Большинство учащихся-спецпереселенцев строго выполняют "Правила поведения для учащихся", активно участвуют в общественной и кружковой работе школ и прилежно учатся. Об этом свидетельствует тот факт, что из 13 197 учащихся спецпереселенцев 5500 человек являются пионерами и 400 человек – комсомольцами. Случаев отказа учащимся-спецпереселенцам в приеме их в пионеры или комсомол не было.

Однако, среди учащихся-спецпереселенцев имеется все еще много неуспевающих, особенно по русскому языку, математике. Отдельные учащиеческой работе, особенно по гуманитарным и общественным предметам. Это заставляет партийные органы и отделы народного образования на местах использовать контингент этих преподавателей зачастую не по специальности.

Все это в известной степени затрудняет работу среди спецпереселенцев на местах.

Секретарь обкома КПК Л. Миронов.

ГАКО. Ф. 72-П. Оп. 17. Д. 65. Л. 1-7. Отпуск.


Другие записи: