Из справки Кустанайского опорного пункта Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС секретарю обкома КПКИ. А. Басову и заместителю председателя облисполкома Б. X. Шендауловой о религиозных объединениях и состоянии религиозности населения Кустанайской области

12 августа 1976г. Секретно

В настоящее время в централизованной картотеке Совета но делам религий при Совете Министров СССР по Кустанайской области числится 39 религиозных объединений с общим количеством верующих 4686 человек. По вероисповеданиям они располагаются следующим образом: их -129 чел. или 43,7 %, в районах Кустанайском, Боровском, Семиозерном и Федоровском – 29 %, в районах Камышнинском, Ленинском, Карасуском и Наурзумском – 5 %. Другими словами, в области очаги религиозности находятся в городах и на железнодорожных станциях.

По активности пропаганды своего вероучения они располагаются: евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) , Свидетели Иеговы, мусульмане, лютеране, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, католики, православные. Следует оговориться, что муллы активны лишь в организации похорон и проведении поста уразы. В прошлом 1975 году они активно пытались вызвать дождь жертвоприношениями на нолях.

Кустанайский опорный пункт Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС работает пятый год. Накопленные за этот короткий (учитывая предмет и объем исследования) срок материалы позволяют выделить некоторые новые тенденции в идеологии и деятельности религиозных объединений.

Проповедники ЕХБ в последнее время особое внимание в проповедях уделяют домашней церкви, семейному алтарю…

Процесс увеличения удельного веса молодых, омоложения общин продолжается и в настоящее время.

В зависимости от этого процесса и соответственно ему растет процесс грамотных в общине.

В группах и общинах ЕХБ имеются представители многих национальностей и в то же время в них возрастает удельный вес лиц немецкой национальности. Так, если в 1956 г. в Кустанайской общине немцев было 22,6 % от всего состава, то в 1973 году – 46 %. Рост продолжается и в последующие годы. Сельские общины ЕХБ в области на 80-90 % состоят из лиц немецкой национальности.

Община ЕХБ и община лютеран в п. Комсомолец впервые в Казахстане объединились, составив общину равноправных членов церкви ЕХБ. К этому факту сейчас приковано внимание руководителей Всесоюзного Совета ЕХБ, увидевших возможность своего роста за счет лютеран. И, наоборот, это обеспокоило лютеран Эстонии, которые усиленно ищут контакты с другими группами лютеран, препятствуют процессу растворения лютеран в церкви ЕХБ и добиваются регистрации самостоятельных общин лютеран.

Исследования показывают, что в области секты уже установили между собою тесные связи, помогая друг другу.

Религиозную жизнь области значительно оживляют сезонные рабочие, прибывающие из западных областей Украины и Белоруссии, Молдавии. Порою эти группы целиком сектантские: адвентисты седьмого дня, пятидесятники или Свидетели Иеговы. Хотя живут они, казалось бы, и замкнуто, однако через какое-то время в ряде мест, где работали приезжие верующие, мы обнаруживаем уже своих собственных адвентистов, иеговистов, пятидесятников.

За последнее время активизировали свою деятельность пятидесятники в г. Кустанае и г. Джетыгаре. Так, например, на собрании в феврале 1976 г. в нос! Элеваторном (г. Джетыгара) было 32 пятидесятника, в т. ч. 12 учеников 5-10 классов и 2 учащихся ГПТУ. Руководитель этой группы Лещенко Григорий Афанасьевич, главный электрик Джетыгаринского элеватора и Кооп Г. А. Состав группы по национальности – немецкий, все связаны между собой родственными узами.

Отмечается также активизация лютеран в Тарановском районе на ст. Тобол (39 чел.) , в пос. Надеждинка Кустанайского района (32 чел.) .

В первом полугодии 1976 года проведены конкретно-социологические исследования в 9 совхозах и Кустанайском комбинате суконных тканей. Всего опрошено в комбинате 700 человек и в совхозах 1020 человек. Опрос проходил по прилагаемой анкете. Из 1720 чел. рабочих оказалось – 1287, служащих – 219, ИТР – 214. Верующих на комбинате оказалось – 29, – все рабочие, что составляет 4,1 %. В совхозах верующих – 44 чел., из них рабочих – 35, служащих – 6 и ИТР – 3 чел. Верующие составили 4,3 % от опрошенных. Колеблющихся в комбинате оказалось 45 человек или 6,4 2 %, в совхозах – 22 чел. или 2,15 %. Итого верующих и колеблющихся в совхозах – 6,45 %, на комбинате -10,52 %. Активно выступают против религии на комбинате -25,85 %, в совхозах – 39,2 %. Безразличны к вопросам религии на комбинате – 30,85 %, в совхозах – 26,6 %. И советские и религиозные праздники отмечают на комбинате – 23,5 %, в совхозах -16,7 %. Против религиозных праздников в своей семье не возражают, но сами бы не приняли участие на комбинате – 46,1 %, в совхозах – 37,8 %. Категорически возражают против религиозных обрядов в своей семье на комбинате – 35,7 %, в совхозах – 44,4 %, 3 человека в совхозах считают себя верующими, являясь в то же время членами КПСС. На комбинате этого нет.

Из всех опрошенных лица в возрасте до 30 лет на комбинате составляют – 87,28 %, в совхозах – 30 %. Среди них верующих в возрасте до 30 лет на комбинате – 24 человека или 9 % всех верующих, в совхозах – 8 чел. или 18 % всех верующих. Колеблющихся в возрасте до 30 лет на комбинате – 34 чел. или 75,5 % всех колеблющихся, в совхозах – 3 чел. или 13,6 % от всех колеблющихся.

Считают себя верующими и в то же время являются членами ВЛКСМ на комбинате 15 человек, в совхозах 5 чел. И в том, и в другом случае в своем сознании совмещают веру в бога с принадлежностью к комсомолу 62,5 % от молодых верующих…

Руководитель Кустанайского опорного пункта, преподаватель Кустанайского пединститута И. Н. Живоглад. Члены: преподаватель филиала Целиноградского с.-х. института Д. А. Донченко.

Уполномоченный Совета но делам религий В. П. Цицулина.

ГАКО. Ф. 268 Оп. 11. Д. 2X5. Л. 2. 4-8. Подлинник.


Другие записи: