Деонтологические вопросы

Вернемся, однако, к деонтологическим вопросам. Мною получено свыше 2200 анкет, розданных посетителям поликлиник городов Эстонской ССР, Тамбова и Актюбинска и заполнявшихся анонимно. 93 процента опрошенных оценивает деятельность участкового терапевта положительно, причем в 60 процентах анкет в основе этой оценки — внимательность и сердечность врачей. В то же время из небольшого числа больных, давших отрицательную оценку участковому терапевту 59 процентов мотивируют свое мнение некорректностью, спешкой врача и т. д. Небезынтересно отметить, что в США, при проведенном в эти же годы анкетировании, больные, отрицательно отозвавшиеся о лечащих врачах, среди причин этого указали на отсутствие доверия к ним, их заносчивость, а также на то, что они уделяют пациенту мало времени.

Если спешка является иногда результатом объективных (хотя и устранимых) факторов, то некорректность чаще всего — проявление особенностей характера, культуры человека. В этой связи следует отметить, что при наличии образования отсутствие воспитания особенно заметно.

Каковы же те тесты, которые позволили бы узреть в абитуриенте пригодность к врачебной деятельности? К сожалению, их нет. Нельзя сказать, что этот вопрос выпал вообще из поля зрения тех, кто ответственен за подготовку врачей. Так, Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения созвало в Швейцарии специальное совещание, рассмотревшее возможность отбора студентов, желающих получить медицинское образование. Однако выводы, сделанные рабочей группой, в которой, кстати, участвовал и представитель СССР, свелись к тому, что ни одна страна не может в настоящее время быть удовлетворена существующими принципами и системой оценки абитуриентов.

Деонтологические вопросы

Отбор в медицинские, железнодорожные, сельскохозяйственные, полиграфические и другие вузы в общем-то проходит по единым принципам. Но коль скоро общество признает особую важность врачебной профессии, то и прием на медицинские факультеты не может находиться в зависимости только от того, насколько хорошо сдал кандидат приемные экзамены. Нет необходимости доказывать, что чувства гуманности Кая сострадания должны быть присущи врачу больше, чем инженеру или агроному в их профессиональной деятельности. На практике же получается так, как писал как-то А. Аграновский: говорим-то мы вдоль, а живем поперек. . . При этом складывается впечатление, что у нас (как, впрочем, и за рубежом) больше уделяется внимания системе подготовки врача, чем системе отбора тех, кто хочет стать врачом.

Так, например, анкетный опрос 724 студентов Новосибирского медицинского института показал, что целенаправленная профессиональная ориентация оказывает незначительное влияние на выбор медицинской профессии. Мотивы в большой мере оказались случайными. Аналогичные данные получены в Харькове. При собеседовании с абитуриентами, поступающими в медицинский институт, оказалось, что свыше 50 процентов из них не имеют четкого представления о врачебном труде.

Среди студентов (даже среди них!) трех медицинских институтов четкое представление о профессии врача имели 17,5—27,0 процентов, частично представляли себе ее 38, 5—51, 0, не имели вообще представления 8, 0—11, 5 и не смогли ответить на вопрос 20—30 процентов заполнивших анкеты (В. В. Ермаков, И. И. Косарев).

Но всегда ли за мотивами присутствуют необходимые человеческие и интеллектуальные качества?


Другие записи: