Бактериологическое исследование плода

При бактериоскопии окрашенных по Цилю — Нильсену мазков из гомогената органов ребенка в частых полях зрения обнаружено большое количество тонких мелких изогнутых кислотоустойчивых палочек, отличающихся полиморфизмом и ярко выраженной зернистостью. При посеве на обычные и элективные питательные среды получен скудный рост сухих морщинистых колоний микобактерии туберкулеза, обладавших каталазиой активностью и чувствительностью к препаратам I и II ряда. Данные биологической пробы, ниацинового и других тестов позволили отнести выделенные микроорганизмы к микобактериям туберкулеза человеческого вида.

Электронная микроскопия мазков (увеличение Х27 000) показала, что палочки фрагмептированы и имеют полярные цитоплаз-матические выросты.

Выделенные микобактерий оказались вирулентными для морских свинок, о чем свидетельствовала проведенная биологическая проба. Через 1, 5 мес после подкожного заражения у морских свинок развился генерализованный туберкулез с выраягенным гепатолиенальным синдромом (индекс пораягения 18, 0 при максимальном индексе = 22, 0). В увеличенных в 2—3 раза печени и селезенке сформировались многочисленные крупные серо-желтые очаги. Чаще всего они имели округлую форму и состояли из лимфоидпых и эпителиоидных элементов с гигантскими клетками Пирогова—Лангханса и рыхлым фиброзом вокруг. Более крупные очаги подвергались казеификации.

Туберкулезные гранулемы имели своеобразную цитологическую картину: преобладали макрофаги с округлым и слегка вытянутым ядром, напоминающие эпителиоидпые клетки («проэпителиоидно-клеточные элементы»). Нередко выявлялся мелкодисперсный золотистый пигмент. Отмечен большой удельный вес неспецифического компонента воспаления, проявлявшегося экссудативной лейкоцитарной реакцией и пролиферацией и гиперплазией ретикулярных и гистиоцитарных элементов в меясальвеолярных перегородках легких.

Мать ребенка оказалась здоровой. В поисках источника инфицирования ребенка и с целью подтверждения врожденного характера туберкулеза всесторонне исследована менструальная кровь матери. Бактериоскопия мазков и культуральное исследование дали отрицательный результат.

Биологическая же проба, проведенная путем многократных пассажей на морских свинках, дала неожиданные результаты. Уже в II—III пассажах отмечено усиление индексов поражения животных до 5, 0 с появлением единичных гистиоцитарно-макрофагальных бугорков и крупных очагов (преимущественно в печени и селезенке) с некрозом в центре и гис-тиоцитарно-эпителиоидноклеточной зоной по периферии. На I, И, V, VII и IX пассаягах из органов морских свинок, первая из которых была зарая? ена менструальной кровью матери, удалось выделить условно стабильные культуры L-форм микобактерий, способные вызывать в эксперименте туберкулезное и неспецифическое воспаление.

Таким образом, на основании морфологического и микробиологического анализа можно сделать заключение, что в организме матери очевидно персистировали в момент беременности L-формы микобактерий туберкулеза. Эти формы, выделенные после родов из менструальной крови, оказались способными вызывать в организме экспериментальных животных морфологические реакции, свойственные туберкулезной и неспецифической инфекции. Причем, вирулентность возбудителя, как показали последовательные пассажи, была нестабильной и могла постепенно усиливаться и вызывать у животных развитие туберкулезного воспаления с ге-пато-лиенальным синдромом, хотя и не столь ярко выраженным, как у ребенка и при первичной биологической пробе. Можно предположить, что персистпрующие в организме матери невирулепт-иые для нее L-формы микобактерии туберкулеза в организме плода с низкими иммунобиологическими защитными реакциями реверсировали в вирулентные варианты и явились одной из патогенетических причин развития заболевания.


Другие записи: