Дальнейшее развитие прикладного искусства

Перемены в жизни казахского народа, пришедшие в аул после Октября, невиданный рост его материальной и духовной культуры не только сделали прикладное искусство достоянием всего народа, но и открыли пути к его дальнейшему развитию. Прикладное искусство призвано удовлетворять эстетические запросы коренного населения, его национальные вкусы.

И действительно, интерьер дома казаха-колхозника или работника совхоза поражает обилием изделий прикладного искусства, придающих жилищу своеобразие и красочность.

В аулах живут мастерицы, изготовляющие войлочные ковры от простейших текеметов с вваленным узором до многокрасочных с тончайшими орнаментальными мотивами тускиизов, сырмаков (бггпес), изготовленных техникой аппликации и инкрустации. Удивительно красочны тускиизы мастерицы Талмы Келин-бетовой из Казалинского района Кзыл-Ординской области. На белом войлоке аппликационный узор из бордового бархата, красной и синей хлопчатобумажной ткани. Столь же ярки сырмаки и тускиизы, изготовленные Н. Бенкалиевой из Зайсанского района, Д. Жокышпаевой из Катон-Карагайского района и Б. Олчикеновой из Маркакольского района Восточно-Казахстанской области, тускиизы Б. Шаталовой из совхоза им. Жданова Семипалатинской области, И. Шинбалиновой из Четского района Карагандинской области, сырмаки и тускиизы Оразалиной из Энбекшиль-дереского района Кокчетавской области и многих других, живущих в аулах Казахстана.

Декоративную и бытовую роль играют и всевозможные орнаментированные войлочные сумки и чехлы, особенно в летних жилищах животноводов. Большой мастерицей по их изготовлению является Акуп Кальчекерова из Шевченковского района Гурьевской области. Ее замечательные войлочные сумки (тен, шабадан) придают жилищу неповторимый национальный колорит. Шабадан из коричневого войлока с аппликационным узором из малиновой ткани мастерицы Аймыш Байкодамовой из Казалинского района Кзыл-Ординской области и ее же тускииз из белого войлока с аппликационным узором из черной и красной материи сделаны с большим вкусом и подлинным мастерством. Можно назвать огромное число женщин, их многочисленные изделия, ибо большинство казашек любит и умеет украшать свое жилище войлочными орнаментированными изделиями своего производства.

Орнаментированные изделия из войлока — наиболее древняя форма прикладного искусства, сохранившая до наших дней технические приемы изготовления,, орнаментальные и декоративные мотивы. Однако широкое использование анилиновых красителей позволило и в этот вид традиционных изделий внести некоторые изменения. Современные войлочные орнаментированные ковры и сумки отличаются большим разнообразием цветовой гаммы, более ярки, многокрасочны, но) цвета эти менее стойки. Начавшееся в конце XIX — начале XX в. проникновение в производство анилиновых красителей в настоящее время полностью вытеснило старые растительные краски, отличавшиеся прочностью, сочностью и выразительностью.


Другие записи: