Постановление Комиссии ЦК КПСС

ЦК КПСС отмечает, что за последние годы советское киноискусство добилось значительных успехов. Киностудии выпустили большое количество художественных, документальных и научно-популярных кинокартин. Только за 1957 год создано 144 полнометражных фильма, при этом две трети кинокартин выпушено республиканскими студиями. Значительно выросла киносеть страны, которая составит к 1 января 1959 г. 76 800 киноустановок, а количество посещений киносеансов превысит 3 250 миллионов человек против 1 500 миллионов в 1953 году. Освоено широкоэкранное и панорамное кино. В советской кинематографии выросли молодые талантливые творческие кадры.

Рост советской кинематографии отражает выдающиеся успехи нашей страны во всех областях материальной и духовной жизни, достигнутые народом под руководством Коммунистической партии, последовательно осуществляющей намеченный XX съездом КПСС ленинский курс борьбы за построение коммунизма.

Однако огромные возможности советского кино, как могучего средства коммунистического воспитания трудящихся, используются явно недостаточно, а в развитии кинематографии наблюдаются некоторые неверные тенденции, снижающие действенную роль киноискусства.

Уровень руководства развитием киноискусства со стороны союзного и республиканских министерств культуры отстает от тех требований, которые выдвигаются перед кино в настоящее время.

На экраны страны выходит много серых, малосодержательных фильмов, не удовлетворяющих советского зрителя. Советское кино еще слабо показывает то новое, что вошло в нашу жизнь за последние годы и стало определяющим для современного этапа развития страны по пути к коммунизму. Авторы фильмов нередко обходят главные явления и процессы современной жизни, не раскрывают богатый духовный мир советского человека, идейные истоки его трудовых подвигов, великие преимущества социалистического строя перед капиталистическим. Мало создается полноценных фильмов о жизни и героическом труде рабочего класса, колхозного крестьянства, советской народной интеллигенции, о роли Коммунистической партии в борьбе за построение коммунизма. В фильмах на исторические темы недостаточно раскрывается роль народа — подлинного творца истории. В отдельные кинокартины проникают чуждые социалистическому обществу взгляды на семью, брак, отношение к коллективу, не получает должного осуждения моральная распущенность.

Киностудии страны выпускают крайне мало фильмов, способствующих формированию духовного облика молодого человека, где бы давались яркие образы героев, достойные подражания, раскрывалась романтика трудовых профессий, разоблачались паразитические настроения и пренебрежительное отношение части молодежи к труду на производстве и в колхозе. Постановщики фильмов не всегда учитывают огромное влияние кино на формирование эстетических вкусов и навыков поведения советских людей, особенно молодежи.

Мало выпускается хороших, содержательных кинокомедий, хотя этот жанр пользуется большой популярностью у советского зрителя. Создано мало полноценных научно-популярных и документальных кинокартин, отражающих великие преобразования в промышленности и сельском хозяйстве нашей страны, новейшие достижения науки и техники, перспективы дальнейшего развития экономики и культуры Советского Союза.

ЦК КПСС считает, что в органах кинопроизводства имеет место недооценка значения сценариев как литературной основы кинофильмов. Министерство культуры СССР не создало необходимых условий для работы в кино талантливых советских литераторов. Нередко к работе над сценариями привлекаются люди случайные, неспособные художественно и с высоких идейных позиций обобщить факты и явления советской действительности.

Такое положение во многом определяется и тем, что Союз писателей СССР и его печатные органы проходят мимо вопросов развития кинодраматургии и не уделяет достаточного внимания этому важному виду творческой деятельности литераторов.

До сих пор не преодолено серьезное отставание критики и теории от насущных задач развития киноискусства. Слабо разрабатываются важнейшие вопросы марксистско-ленинской эстетики применительно к киноискусству. Теория и критика не заняли еще должного места в борьбе с проявлениями ревизионизма.

Союзное и республиканские министерства культуры недостаточно занимаются вопросами подготовки и воспитания режиссерских кадров. Многие фильмы, в том числе выпускаемые такими студиями, как «Мосфильм», «Ленфильм», Киевская студия, делаются на низком профессиональном уровне и не вызывают интереса у зрителей. Постановка фильмов нередко поручается неквалифицированным случайным людям, не умеющим работать с актерами, не имеющим достаточного жизненного опыта. Не созданы соответствующие условия для плодотворной работы в кино молодых, талантливых творческих кадров. Серьезные недостатки имеют место в подготовке и воспитании актеров кино.

Существующая система оплаты труда творческих работников кино не стимулирует повышения качества выпускаемых фильмов. Работа киностудий оценивается фактически лишь по производственно-техническим показателям, а не по идейно-художественному уровню выпускаемых кинокартин и успеху их у зрителя. Союз работников кинематографии еще не развернул должным образом работу по идейно-художественному воспитанию мастеров советского кино.

Значительные недостатки имеются в организации кинообслуживания населения, особенно в сельской местности. Большинство сельских киноустановок работает в помещениях, не приспособленных для демонстрации фильмов. Сельская киносеть развивается главным образом за счет государства, а не за счет привлечения средств колхозов, что является неправильным. Из 60 тыс. киноустановок на селе лишь 400 оборудованы за счет колхозов.

В результате недостаточно продуманной организации выпуска фильмов на экраны даже значительные по своему идейно-художественному содержанию фильмы просматриваются сравнительно небольшим числом зрителей. В настоящее время на одного жителя в среднем приходится всего лишь 14 посещений кинотеатра в год.

Научно-популярные и документальные фильмы, как правило, вообще не доходят до основной массы зрителей.

Партийные, комсомольские и профсоюзные органы мало занимаются вопросами улучшения кинообслуживания населения, слабо используют кино в воспитательной работе среди трудящихся.

Недостатки в производстве кинофильмов, а также в организации кинопроката снижают воспитательную роль киноискусства.

Придавая важное значение дальнейшему развитию многонационального советского киноискусства, ЦК КПСС постановляет:

1. Считать главной задачей советской кинематографии повышение идейно-художественного качества выпускаемых кинофильмов, призванных воспитывать трудящихся нашей страны в духе идей коммунизма и коммунистической морали, способствовать формированию духовного облика и эстетических вкусов передового человека эпохи развернутого строительства коммунизма, отражать все многообразие жизни нашего общества, новые процессы и явления советской действительности.

Документальная и научно-популярная кинематография должны быть направлены на пропаганду величественных задач семилетнего плана народного хозяйства СССР, отображение живой творческой деятельности народных масс, создающих материально-техническую базу коммунизма.

2. Обратить внимание Министерства культуры СССР, Союза работников кинематографии СССР и Союза писателей СССР на необходимость создания разнообразных по тематике и жанрам кинокартин, в том числе жизнерадостных, содержательных кинокомедий.

Считать необходимым увеличить выпуск и расширить тематику кинофильмов для детей и юношества, способствующих воспитанию у молодого поколения любви к Родине, верности делу Коммунистической партии, коллективизма и трудолюбия, нетерпимого отношения к различным проявлениям эгоизма, тунеядства, пренебрежительного отношения к нормам социалистической морали и поведения в обществе.

3. Обязать Министерство культуры СССР и министерства культуры союзных республик создать необходимые условия, обеспечивающие привлечение к работе в кино талантливых советских писателей и кинодраматургов.

Признать необходимым создать на крупнейших киностудиях художественных фильмов взамен существующих в настоящее время сценарных отделов сценарные редакции во главе с редакционными коллегиями из числа видных литераторов и работников кино, ввести в номенклатуру ЦК КПСС и ЦК компартий союзных республик должность главного редактора киностудии, установить ставки главного редактора и членов редколлегии на уровне редакций литературно-художественных журналов. Поручить Министерству культуры СССР разработать положение о редколлегиях киностудий.

В целях привлечения писателей для работы в кино открыть при Всесоюзном киноинституте специальные курсы по подготовке кинодраматургов, ввести в учебную программу Литературного института им. Горького и Высших литературных курсов Союза писателей СССР специальные кинодисциплины.

4. Министерству культуры СССР и Оргкомитету Союза работников кинематографии СССР принять необходимые меры для улучшения подготовки и воспитания творческих кадров кино. В этих целях:

А) укрепить состав режиссеров-постановщиков, не допуская к постановке фильмов неквалифицированных, бесталанных людей, всемерно помогая выдвижению молодых одаренных творческих кадров; установить с 1959—60 учебного года прием на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии из числа людей, имеющих достаточный жизненный и творческий опыт;

Б) организовать систематическую помощь республиканским киностудиям, широко практикуя совместные постановки фильмов, выезды ведущих мастеров на отдельные постановки, стажировку режиссеров и операторов республиканских студий на крупнейших киностудиях страны;

В) преобразовать с 1959—60 учебного года актерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии в четырехлетнее отделение по подготовке киноактеров из числа одаренных юношей и девушек, окончивших восьмые классы средней школы;

Г) разрешить министерствам культуры союзных республик в городах, где имеются студии художественных кинофильмов, создать при республиканских национальных драматических театрах группы актеров (10—15 человек) с целью преимущественного их использования в

съемках кинофильмов;

Д) совместно с ВЦСПС разработать положение по проведению конкурсов для укомплектования и пополнения актерского состава студий киноактеров наиболее талантливыми и подготовленными кадрами.

5. В целях более широкой популяризации передового опыта по созданию кинофильмов, разрешить Министерству культуры СССР и Оргкомитету Союза работников кинематографии СССР:

А) создать в Москве Центральный музей советской кинематографии, возложив на него задачу обобщения опыта многонационального советского киноискусства и пропаганды его достижений;

Б) периодически проводить Всесоюзные кинофестивали художественных, документальных и научно-популярных фильмов.

6. Обязать редакции центральных и республиканских газет, а также редакции литературно-художественных и общественно-политических журналов систематически освещать вопросы развития советского киноискусства, публиковать обзоры, статьи и рецензии на выпускаемые кинофильмы, в том числе и зарубежные.

7. В целях создания заинтересованности киностудий в повышении уровня выпускаемых кинофильмов поручить Министерству культуры СССР совместно с Министерством финансов СССР в положении о порядке финансирования производства фильмов предусмотреть материальное поощрение киностудий за создание фильмов высокого качества, получивших широкое общественное признание.

Учитывая, что действующая в настоящее время система премирования работников кинематографии, выплаты дополнительного вознаграждения авторам сценариев и съемочным группам, а также оплаты в период межкартинных простоев устарела, — поручить Министерству культуры СССР, Государственному комитету по труду и заработной плате Совета Министров СССР, Министерству финансов СССР и ВЦСПС совместно с Оргкомитетом Союза работников кинематографии и Союзом писателей пересмотреть систему оплаты и дополнительных вознаграждений творческих работников кинематографии с тем, чтобы она стимулировала повышение идейно-художественного качества выпускаемых кинофильмов.

8. В связи с необходимостью расширения производственно-технической базы кинематографии обязать ЦК КП и Советы Министров Азербайджанской, Белорусской, Грузинской, Латвийской, Узбекской, Украинской ССР, а также Совет Министров РСФСР принять меры к обеспечению окончания в 1960—63 гг. реконструкции и строительства киностудий соответственно в гг. Баку, Киеве, Минске, Риге, Ташкенте, Тбилиси, студии имени М. Горького и киностудии научно-популярных фильмов в Москве и реконструкции киностудии «Ленфильм» в Ленинграде.

9. Предложить Министерству культуры СССР и министерствам культуры союзных республик навести порядок в организации кинопроката, уделив особое внимание продвижению кинокартин на современные темы, полнее использовать фонд документальных и научно-популярных фильмов, улучшить практику тиражирования фильмов для обеспечения союзных республик копиями новых кинокартин.

10. Поручить Министерству финансов СССР и Министерству культуры СССР рассмотреть вопрос о снижении отчислений с валового сбора и прокатной платы за показ научно-популярных и документальных фильмов в кинотеатрах.

Обратить внимание партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, органов культуры и народного образования на местах, Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний на необходимость широкого использования в агитационно-пропагандистской и учебной работе научно-популярных и документальных фильмов.

11. В целях значительного улучшения кинообслуживания сельского населения рекомендовать ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, райкомам КПСС широко использовать инициативу органов культуры и колхозов Краснодарского, Ставропольского и Алтайского краев, Новосибирской, Ростовской и других областей

РСФСР и ряда областей УССР по проведению сплошной кинофикации колхозов с привлечением средств колхозов.

Считать целесообразным разрешить колхозам самим осуществлять кинообслуживание колхозников. В связи с этим поручить Министерству финансов СССР совместно с Министерством культуры СССР рассмотреть вопрос о повышении налога с валового сбора от продажи билетов на киносеансы, проводимые киноустановками, принадлежащими колхозам, сохранив при этом необходимую заинтересованность колхозов в их эксплуатации; представить свои соображения в трехмесячный срок в Совет Министров СССР.

Министерству культуры СССР, министерствам культуры союзных республик оказывать колхозам всемерное содействие в производстве монтажа колхозных киноустановок, ремонте их киноаппаратуры, подготовке кадров киномехаников и снабжении необходимыми запчастями.

12. Обязать ЦК КП союзных республик, крайкомы и обкомы КПСС обеспечить контроль за улучшением работы киностудий и за кинообслуживанием населения, добиваясь более широкого использования кино в коммунистическом воспитании трудящихся.

Пометы: «На Комиссию. Е. Фурцева». На полях л. 50: «Увлечение М[инистерст1ва культ[уры] производс(твом) фильмов, вместо развития) социалистического! ст-ва, отвлекло значит[ительную1 часть крупн[ых сил] р[аботнико]в кино от фильмов с советской тематикой».

Ф. П. Оп. 1. Д. 329. Л. 49-56. Подлинник, помета: рукопись, синий карандаш.


Другие записи: