Из воспоминаний А. И. Назаровой
1925 г.
Весной 1925 года мы открыли первый женский клуб в городе Туркестане. Средств не было никаких. Мы вместо с делегатками сами выбелили, вымыли помещение, достали столы, скамейки и несколько табуреток. Сшили занавески на окна, из своих квартир принесли картины, журналы, книги. Организовали ликбез. Стали систематически проводить беседы и собрания на разные темы, привлекая для этого и мужчин, ответственных работников города.
Например, доклады об отмене калыма и многоженства.
Доклад судьи о взыскании алиментов на воспитание детей.
Доклад прокурора о советских законах, охраняющих женщин, и наказуемости за выдачу замуж несовершеннолетних, доклады и лекции врачей о туберкулезе, о кожных, глазных болезнях.
Доклад военкома о Красной Армии и многие другие.
На эти беседы и собрания мы старались собрать как можно больше женщин. Женщины-казашки приходили сами с открытыми лицами, но женщин-узбечек, как правило, приводили или привозили на арбах мужья. До дверей клуба женщина-узбечка шла в парандже, войдя в клуб, она откидывала или снимала паранджу, а в это время их мужья сидели за дверями клуба и ждали, когда закончится беседа или собрание. Как только женщина-узбечка подходила к двери клуба, надевала паранджу. За дверями ее ждал муж и уводил ее. Это показывает, насколько трудна была работа среди узбечек…
Я писала статьи в губернскую газету «Смычка» о том, как мужчины провожают своих жен в женский клуб. И нужно сказать, что нам, особенно мне, мужчины грозили расправиться за такую критику.
Несколько позже, когда я работала заведующей женотделом Кзыл-Ординского угоркома партии, мы также организовали женский клуб в г. Кзыл-Орде.
ПА Казфилиала НМЛ, ф. 811, оп. 2, д. 47. Подлинник.