Аграрная политика Столыпина

Разумеется, аграрная политика Столыпина и ее составная часть — переселения крестьян не могли разрешить аграрных противоречий в России. Напротив, переселенческая политика царизма способствовала дальнейшему обострению аграрного кризиса. В. И. Ленин по этому поводу писал, что «борьба с аграрным кризисом пятого года в России посредством переселений вызвала отсрочку кризиса лишь на самое короткое время и притом ценою несравненно большего обострения и расширения арены кризиса к переживаемому нами времени».

Переселение из внутренних губерний России на окраину было движением разоряющегося мелкого производителя-крестьянина, и главным стимулом к нему было малоземелье, которое надо определить как состояние несоответствия данной площади хозяйства продовольственным его потребностям при данном уровне производительных сил крестьянского хозяйства.

В Казахстан, как и на другие окраины России, переселялся в основном середняк, хозяйство которого шло к неминуемому разорению.

Его гнал страх перед этим разорением. Середняк, имевший сравнительно исправное хозяйство, еще держался у себя на родине. Крестьянин, уже ставший на путь разорения, предпочитал переселение с надеждой на получение земли на окраине разорению на родине без всякой надежды впереди.

Где взять сотни, тысячи десятин земли для устройства вновь прибывающих в край переселенцев? Царское правительство, конечно, не думало обеспечить переселенцев землей путем культурного расширения еще неосвоенных новых участков. Оно бесцеремонно брало эту землю у коренного казахского населения. Размер изъятых земель к 1925 году достиг 21 206 187 десятин.

Однако не все переселенцы получали земли. Значительная часть их вынуждена была возвратиться обратно. Ежегодно от 40 до 110 тысяч семей переселенцев возвращались на родину1. Рост числа их означал, «без всякого сомнения, кризис и притом чрезвычайно серьезный, охватывающий неизмеримо более широкую арену».


Другие записи: