В пробуждении национального самосознания казахского населения и приобщении его к революционному движению большую роль сыграла деятельность прогрессивной демократической интеллигенции, таких, как Мухамеджан Сералин, Спандияр Кубеев, Султан-махмут Торайгыров. В годы революционного подъема они продолжали вести борьбу против колониальной политики царизма, разоблачали эксплуататорскую сущность феодально-байских элементов и усиленно пропагандировали прогрессивно-демократические идеи казахских просветителей.
Прогрессивное значение в жизни казахского аула сыграл журнал «Айкап», созданный в 1911 году М. Сералиным. Вокруг этого журнала группировались представители казахской прогрессивно-демократической интеллигенции. В нем сотрудничали такие выдающиеся писатели и поэты Казахстана, как Сакен Сейфуллин, Султанмахмут Торайгыров, Сабит Донентаев, Беймбет Майлин и др. В своих материалах, публикуемых на страницах журнала, они защищали интересы трудового шаруа, разоблачали феодально-байскую верхушку аула, призывали трудящихся не верить баям, которые жестоко эксплуатируют бедняков и под предлогом защиты «общеказахских интересов» на деле защищают только свои классовые интересы.
Такая позиция журнала вызвала враждебное к нему отношение феодально-байских кругов и их идеологов — буржуазных националистов. Поэтому последние принимали все меры к тому, чтобы дискредитировать журнал в глазах казахской общественности, стремились изолировать казахскую демократическую интеллигенцию, сотрудничавшую в журнале, от трудящихся аула, чьи интересы она защищала.
На страницах журнала «Айкап» систематически печатались статьи, в которых поднимались актуальные общественно-политические вопросы о переходе кочевого населения к оседлости и земледелию, народном образовании, раскрепощении женщины. Значительное внимание уделялось вопросам агротехники, применения в сельском хозяйстве достижений науки и т. д. В журнале был опубликован ряд статей, направленных против пережитков патриархально-феодальных отношений (калым, аменгерство, многоженство и т. п. ).
Деятельность журнала «Айкап» и его редактора М. Сералина не была свободна от ошибок. Не всегда журнал был последователен и принципиален по отношению к буржуазным националистам; иногда в нем печатались их статьи. Все это говорит о том, что «Айкап» все же не сумел до конца преодолеть проявлений буржуазно-националистической идеологии, но в целом он был журналом демократическим, оказал положи тельное влияние на сознание трудящихся аула. При этом важно отметить, что редактор журнала Мухамеджан Сералин, допускавший немало ошибок буржуазно-националистического характера и либерализм в годы первой русской революции, в период нового революционного подъема в значительной мере преодолел свои буржуазно-националистические иллюзии. Это видно из того, что именно в годы после революции 1905— 1907 гг. под влиянием большевистских идей в его взглядах происходит заметная эволюция, и он резко выступает против буржуазно-националистических элементов.
В 1, 913 году буржуазные националисты создают свой орган под названием «Казах». Газета выступала против национально-освободительного движения казахского народа, отстаивала интересы баев и выступала за сохранение изживших себя патриархально-феодальных отношений в казахском обществе. Газета «Казах», вокруг которой группировались буржуазно-националистические элементы, разжигала межнациональную рознь, поддерживала царизм.
Такова общая картина событий, развернувшихся в казахском ауле в годы первой русской буржуазно-демократической революции и в период нового революционного подъема.