К ЖИТЕЛЯМ гор. ВЕРНОГО.
1906 г., января 3.
Листок № 2.
Весь русский народ восстал и требует, чтобы выборы народных представителей для издания законов, установления налогов и порядка их расходования, для наблюдения за деятельностью министров производились на основе всеобщего избирательного права, т. е. чтобы они избирались всем народом: бедным и богатым, образованным и темным, помещиком и крестьянином, фабрикантом и рабочим, русским, евреем и татарином.
В России давно уже существуют выборы в земство и городскую думу, но не все население участвует в них. Посмотрим же на примере нашего города, к чему это приводит. Из 30 тысяч жителей гор. Верного лишь 480 человек имеют право участвовать в выборах 41 гласного. Эти господа выбирают городскую голову. У вас оказался избранным этою кучкою тех, кто побогаче, г-н Путолов. Посмотрим же, как этот избранник зажиточного меньшинства, кучки торгашей и казнокрадов, вершит городские дела. Есть у города лавки, есть они и у г-па Путолова. И странное дело: городские лавки постоянно почти пустуют, а путоловские ничего себе, торгуют! Очевидно, что происходит это потому, что г-ну Путолову важно, чтобы ею лавки приносили доход, и он заботится сдать их прежде городских, а те так и остаются без арендатора. Есть у города дачные участки и вот городской голова скупает их у города за бесценок и перепродает в 10 и 15 раз дороже. Войдя здесь в [союз] с полицией, г-н Путолов на городской счет и капиталец свой приумножает и друзей приобретает: нет такой полицейской сволочи, которая не приобрела бы за дешевку при посредстве г-на Путолова дачных участков: есть они и у Штрауса и Арбитова, а жена полицмейстера скоро торговать ими начнет. Благодарная г-ну Путолову полиция помогает за то и ему делишки на городские денежки обделывать. Рука-то, видно, руку моет и вот между полицией и городским головой — трогательная дружба, оба боятся света и гласности, оба любят тьму, при которой удобнее воровским делом заниматься. В городе устраиваются теперь народные собрания, народ валом валит на них, так как узнает тут, что и как делается на Руси, а г-н Путолов вместе с мещанским старостой просит губернатора, чтобы тот запретил эти собрания, так кач они народ будто бы волнуют. Что за дело г-ну Путолову, что Вам нужны эти собрания: они бельмо на глазу для всех тех, кто обворовывает народ, и вот г-н Путолов, избранный именно этой шайкой, а не народом, спешит им на помощь и просит губернатора о запрещении собраний. Таким образом, г-н Путолов стоит за тех, кому выгодна, как и ему, народная темнота и нужда. Для него страшен народ, когда он ищет правды, так как тогда народ и его, Путолова, может спросить и о лавках, и о дачах, и о базаре, который перешел в станицу, и о многих других делах, где рыльце у него в пуху. Мещанский староста тоже боится собраний с тех пор, как растратил 300 руб. мещанских денег и просил даже у губернатора полицейского наряда для своей охраны, а так [как] его ему не дали, то он не решился даже явиться 27 ноября на собрание в мещанскую управу. Да, народ действительно волнуется, но волнуется от того, что щрозрел и увидал, как г-да путоловы и ему подобные обворовывают город и горожан, как чиновники закон заменили произволом. Этого, однако, г-н Путолов почему-то губернатору не доложил.
Хорош и гласный Чичасов. Помните, как он на думском заседании ратовал против воскресного и праздничного отдыха приказчиков. Его тогда не побили, и вот г-н Чичасов ратует против собраний. Царь пишет, что можно свободно собираться ^и говорить, но Чичасов думает совсем напротив и советует бить тех, кто смеет говорить против таких кулаков, как Чича-Сор, Путолов и т. п. На примере ваших гласных и городского головы вы можете видеть, как вредны выборы, раз они производятся не всем населением, а лишь частью его. Неужели же вы хотите всю Россию, весь многострадальный русский народ отдать во власть разных путоловых и чичасовых, разных предводителей воровских шаек? Нет, этого не может быть и не будет.
Избранников-богачей царь величает «людьми, избранными всем населением», но народ думает иначе и на все царские посулы отвечает одним грозным криком: «Долой Государственную думу богачей, врагов народа! Да здравствует Учредительное собрание, избранное всем народом на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования!!».
Только такое Учредительное собрание может положить конец смутам, царящим в России! Пока народ не добьется этого, он не положит оружия. С царским правительством мы мира не заключим!
Семиреченская группа социал-демократов. Просим распространить.
ЦГИА КазССР. ф. 76, д. 747. л. 7 и об.