Развитие производительных сил в ауле

Развитие производительных сил в ауле

Как уже отмечалось, производительные силы в ауле в тот период развивались медленно, так как их сдерживали господствовавшие здесь докапиталистические производственные отношения и колониальная политика царизма. Это обстоятельство, а также тесно связанный с ним рост аграрного перенаселения оказывали определяющее влияние на общественную жизнь аула и на его социальную структуру. Составные части социальной структуры в ауле в начале XX века были те, что и во всяком докапиталистическом или полукапиталистическом обществе. Это, во-первых, сельскохозяйственный пролетариат, наемные рабочие (годовые, сроковые, поденные), которые добывали средства для существования работой по найму, во-вторых, полупролетарии, куда входили аульные бедняки, которые работали по найму и частично трудились в собственном хозяйстве, дававшем лишь некоторую часть продуктов для их семей. В-третьих, мелкие шаруа, владевшие небольшим числом скота или небольшими участками земли, покрывая потребности своей семьи и своего хозяйства, не прибегали к наемному труду. В-четвертых, средние шаруа, то есть мелкие скотоводы или земледельцы, которые владели небольшим числом скота или земельными участками, которые давали им не только скудное содержание семьи, но и некоторый излишек.

Такие шаруа прибегали довольно часто к найму чужой рабочей силы, в-пятых, баи-полуфеодалы, которые в своих хозяйствах сочетали элементы капиталистической и феодальной эксплуатации. Таким образом, в процессе классового расслоения в ауле изменился характер основных классов казахского общества — феодалов и шаруа. Исчезало старое крестьянство, вытесняемое новым типом сельского населения. Существенно изменился социальный облик феодалов. Вместе с тем начинают формироваться основные классы капиталистического общества — буржуазия (торговая, сельская, мелкая и крупная) и пролетариат (сельскохозяйственный, полностью экспроприированный или же еще частично связанный с сельским хозяйством).

Заметные изменения происходили и в духовном облике казахского шаруа. На смену патриархальному, забитому, приросшему к своему аулу шаруа постепенно вырастало новое поколение шаруа, побывавших на отхожих промыслах, в городах, в русских поселках, научившихся кое-чему.


Другие записи: