Революционная идеология

Но выработка научной теории, потребность в которой назрела, происходит не стихийно, а является результатом сознательной деятельности самых передовых представителей революционной интеллигенции. Следовательно, революционная теория вырабатывается пролетарскими идеологами. Но в рабочее движение она вносится всей марксистской партией, в которой состоят революционные интеллигенты и передовые рабочие.

Еще в 90-х годах XIX столетия в казахскую степь проникают идеи марксизма-ленинизма, которые впоследствии оказывают благотворное влияние на народно-освободительную борьбу казахского народа. Этому в значительной степени способствовало то обстоятельство, что Казахстан, находясь в составе Российской империи, непосредственно испытывал экономическое и культурное влияние России. Марксистские идеи впервые проникли в казахскую степь через ссыльных русских революционных социал-демократов. Среди первых пропагандистов марксизма в Казахстане были и члены благоевской группы, Литовской социал-демократической организации, польской партии «Пролетариат».

В Казахстан были сосланы польские повстанцы 70-х годов и революционные народники 70—80-х годов. Здесь находились в ссылке участники первых революционных социал-демократических кружков, возникших в Петербурге в 90-х годах XIX века. Они первыми принесли в Казахстан идеи марксизма. Революционная деятельность ссыльных социал-демократов серьезно беспокоила местные власти. Во «всеподданнейшем» отчете за 1902 год Сыр-Дарьинский военный губернатор писал, что «прибывшие из внутренних губерний империи для водворения на постоянное жительство в области и для дальнейшего следования в Семиречье, заподозренные и изобличенные в политической неблагонадежности, секретно стали распространять противоправительственные учения»1. Согласно сообщению того же Сыр-Дарьинского военного губернатора, относящемуся к июню 1903 года, влияние ссыльных революционных социал-демократов распространялось не только на русских, но и на казахское население.

Политические ссыльные распространяли среди русского и казахского населения марксистскую литературу, революционные прокламации и листовки. По свидетельству того же губернатора, располагавшего достоверными сведениями, рассказы «захожих агитаторов выслушиваются крестьянами. . . с интересом и ревниво скрываются от начальства и священника» .


Другие записи: