ПЕРЕДОВАЯ СТАТЬЯ ИЗ ГАЗЕТЫ «СТЕПНАЯ ЖИЗНЬ» О РАСПРАВЕ ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА С СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ФРАКЦИЕЙ II ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

1907 г., июня 6.

ПЕТРОПАВЛОВСК 6 ИЮНЯ.

1 июня правительство дало пощечину народному представительству в России. 1 июня правительство дало щелчок народу, оскорбив, предав суду его избранников — 55 членов социал-демократической фракции предаются суду, вследствие чего они лишены права посещать собрания Думы, из них 16 человек более видных, более талантливых выразителей народных нужд должны быть заточены в тюрьму! Это ли не надругательство над идеей народных представителей? Это ли не отрицание всякой конституции?! Не понравится часть депутатов—долой ее! Это ли не оригинальный способ делать парламент покорным правительству? Одна из самых сильных по своей численности, организованности и влиянию фракция устраняется от законодательной работы, вопреки желанию населения, пославшего ее в Думу!

…И мы думаем, что не ошибемся, если предположим, что чувства негодования, ненависти проявились у каждого гражданина, ценящего свободу и счастье народа, при известии об историческом заседании 1 июня… Правительство привыкло чистить от крамолы различные учреждения, карать, запирать в тюрьмы, ссылать всех несогласное ним мыслящих чиновников и служащих. Этот способ правительство вздумало применить и к Государственной думе, тем более, что социал-демократическая фракция была самым сильным, самым опасным врагом правительственной политики, являясь постоянно защитницей интересов рабочего класса. Но если легко и просто чистить от крамолы департаменты, то не так-то просто посягнуть на свободу и неприкосновенность народных избранников. Ведь огромная часть населения видела в этих 55 членах социал-демократической фракции выразителей своих нужд, борцов за свое освобождение, за свое счастье. Среди этого населения, с надеждой и доверием смотрящего на социал-демократическую фракцию, был целый класс, класс рабочих, имеющих такое огромное влияние на всю общественную жизнь России. Какое чувство испытывают теперь эти граждане, у которых отняли их представителей, я думаю понятно…

Как встретила Государственная дума этот акт правительства, еще неизвестно, но можно оказать с уверенностью, что там раздались протестующие голоса, произвол и неконституционность правительства получили должную оценку… Что будет дальше — покажут ближайшие события. Но одно несомненно: эту меру правительства нельзя отнести к разряду успокоительных. Она лишь усилит возмущение, насытит еще больше электричеством атмосферу «низов».

Газета «Степная жизнь», № 3, 6 июня 1907 г.


Другие записи: