Из отчета ЦИК Туркменской ССР
23 сентября 1928 г.
1. Курсы были организованы с расчетом на 25 человек женщин: председатели, заместители и члены аулсо-ветов. Прибыло на курсы всего 28 человек. Фактически прослушали курсы только 19 человек. Это происходило оттого, что из приезжающих на курсы по командировке риков и аулсоветов 9 человек оказались несоответствующими приему, они были или больны (даже заразные), или по возрасту, 50—60 лет, от которых нельзя было ожидать никакой работы и учения, а потому были отправлены обратно домой.
2. Состав слушателей курсов. По грамотности, кроме двоих, все были совершенно неграмотные, двое были малограмотные (на арабском шрифте). Из 19 курсанток 15 человек были члены аулсоветов, из них два председателя аулсовета, три заместителя председателя, десять членов аулсоветов. Четыре человека были дехканки из актива женщин аула. По партийности: членов и кандидатов Коммунистической партии (большевиков) Туркмении — 5 человек, Коммунистического союза молодежи Туркмении — 3 и И человек беспартийных.
По социальному происхождению и положению все дехканки из бедняков, причем две — жены батраков.
По семейному положению — замужние, имеющие детей (семь курсанток имели грудных детей с собой, всего было десять детей, за которыми ухаживала особая няня).
Успешно работали в это время курсы волостных женских организаторов и членов Советов в Киргизии. Среди курсанток — дехканки и рабочие. После окончания учебы курсантки направлялись на работу председателями и заместителями председателей Сопетоп
ЦГА КССР, ф. 97, on. I,
Д. 6, л. 8—14.
УЧЕБНАЯ ЧАСТЬ
Курсы работали 11 недель, т. е. 65 дней занятий по шесть часов в день, всего 325 часов. По учебному плану 325 часов были распределены по предметам: 1) на ликвидацию технической неграмотности— 188 час, 2) на политграмоту—136 час. Кроме того, были определены 100 час. на клубную и внешкольную работу. При проведении бесед с курсантками в первый период приходилось останавливаться на элементарных вопросах санитарии и гигиены: умывания рук, ухода за собой и за детьми.
Пять дней было дополнительно выделено па проведение экскурсий. План и программу прошли целиком. По ликбезу пройден букварь, курсантки научились писать, ознакомились с цифрами. По политграмоте программа пройдена полностью…
По клубной работе были беседы на различные темы и чтение газет под руководством воспитательницы. Проведено 10 бесед на тему гигиена и санитария с постановкой двух раз кинокартины, которая иллюстрировала заразные болезни. Так же увязали гигиену и санитарию с экскурсиями в Дом матери и ребенка, ясли и типографию, где видели производство и санитарные условия работы. В конце курсов провели экскурсии:
1) В исторический музей.
2) На шелкомотальную фабрику.
3) На стеклозавод.
4) На гренажный завод в Фирюзе.
5) На электрическую станцию.
6) В Фирюзинский дом отдыха.
При проработке программных вопросов политграмоты особое внимание и активность проявлялись со стороны слушательниц по вопросам советского строительства, из них: о земельно-водной реформе, о проведении декретов, о революционной законности, особенно о ведении самостоятельных хозяйств, кооперации, о проведении бытовых декретов в жизнь — о многоженстве, калыме, выдаче замуж малолетних и других.
В своих выступлениях аулсоветчицы жаловались на недостаточную работу в ауле Кустпромсоюза и народных судей при разборе женских дел, особенно о разводах, а также и других, где дела разбираются одними мужчинами. Кроме этого курсантки указывали на недостаточное внимание со стороны исполкомов и в вовлечение женщин — членов аулсоветов в практическую работу аулсоветов.
Характеристика достижений и усвояемость на курсах.
В конце работы была произведена проверка знаний курсанток:
1) По ликбезу проводилась проверка с участием представителя Нарко. мпроса. Требования были предъявлены курсанткам согласно программе ликбеза, результаты оказались следующими:
Хорошо научились читать и писать … 8 человек
Удовлетворительно………. 8 »
Слабо……………3 »
Всего: 19 человек
2) По политграмоте проверка была [проведена] путем бесед, и выводы делались при учете активности в выступлениях в течение прохождения курсов и в общей проработке вопросов программы.
Результаты следующие:
Хорошая активность и усвояемость …….. 4
Удовлетворительно….. 12
Слабо………. 3
…Проведенные экскурсии на курсанток произвели сильное впечатление, особенно стекольный завод, шелкомотальная фабрика вызвали живой интерес [в связи] с тем, что они увидели тяжелый труд рабочих, но зато более возместимый за это здоровый и приятный отдых.
По окончании курсов было проведено дополнительно несколько заключительных бесед представителей центрального совета общества «Долой неграмотность» и ответственного секретаря КУТБ по вопросам ликвидации неграмотности среди женщин, организации ячеек общества «Долой неграмотность» и по вопросам проведения в жизнь изданных Советской властью декретов по борьбе с бытовыми преступлениями. Беседы проходили в плоскости разъяснения, как женщины — члены аулсоветов должны применить свои силы, а также и привлечь дехкан аула к помощи в проведении намеченных мероприятий в области раскрепощения женщин, особенно в борьбе с многоженством, с выдачей замуж за калым, с выдачей замуж малолетних.
После окончания курсов выявилось, что у курсанток появилось желание учиться, чего в начале курсов не наблюдалось (курсантки ссылались на то, что они будут трудно усваивать учебу ввиду возраста — «Мы не маленькие дети, нам поздно учиться»,— и под разными предлогами пытались в первые дни добиться отпуска домой), и как доказательство налицо следующее явление: после окончания курсов на дальнейшую учебу перешло в педагогический техникум три человека, одна — на акушерские и одна — на кооперативные курсы.
НЕДОСТАТКИ И ТРУДНОСТИ В РАБОТЕ
1) На местах окружные и районные исполкомы недостаточно серьезно подошли к подбору слушательниц курсов, командировали тех, кто не вполне соответствовал, а именно: старого возраста, больных (не проведя через медицинский осмотр), обремененных детьми, каковые мешали учебе, а также не обращали внимания на развитость товарищей.
2) Самый сезон — летнее время, когда женщины заняты тканием ковров, работой по шелководству.
3) Отсутствие педагогического лекторского состава ввиду отпускного времени, большие трудности при подборе обслуживающего курсы персонала.
4) Отсутствие учебных книг па туркменском языке с латинским шрифтом, так как курсанток могли снабдить только букварями, тетрадями и карандашами, пособий по политграмоте не было никаких.
ВЫВОДЫ
Работа курсов прошла удовлетворительно, но необходимо в дальнейшем:
1) Со стороны ЦИКа иметь тесную связь с окончившими курсы советчицами.
2) Дополнительно снабдить литературой по основным вопросам для работы в аулах.
3) В новую перевыборную кампанию серьезное внимание обратить на выдвигаемых председателей, заместителей председателей, а также в члены аулсовета женщин в возрастном отношении.
4) В случае организации таких курсов выбирать не летнее время, а зиму, когда дехканки более свободны.
5) Дать директивные указания окружным и районным исполкомам о более серьезном отношении в части командирования женщин на курсы, проводя их обязательно через медицинские осмотры на местах и [привлекая на курсы женщин], менее обремененных детьми.
Секретарь ЦИК ТССР Правда Зав. курсами Иванова Зав. учебной частью Гизатуллин
ЦГАОР СССР, ф. 3316, оп. 21, д. 898, л. 18—22. Подлинник.