ЖЕНОТДЕЛ – ОРГАНИЗАТОР РАБОТЫ СРЕДИ ЖЕНЩИН

Из корреспонденции в газете «Казахстанская правда»

1924 г.

Осенним днем 1923 года Анна 1 пришла в Казахский (тогда Киргизский) обком партии.

«Надо выводить к свету мусульманских женщин,— сказала ей заведующая женотделом обкома Алма Ураз-баева.— Кому, как не тебе, Аня, ехать в казахские аулы налаживать работу среди женщин?»

И вот Аня в дороге.

Челкар, Туркестан, Кзыл-Орда. Организация комсомольских ячеек, ликбезов, пионерских отрядов. Новые схватки с врагом, пожалуй, не менее горячие, чем под Оренбургом. Сколько раз баи травили активисток собаками, грозились убить. А они все ходили по домам — русская девушка и ее казахские подруги, неугомонные, смелые, в красных платочках.

Нуркуль — так звали четырнадцатилетнюю девочку из Туркестана. Ей бы учиться, а фанатик отец продал ее за калым. И уже в канун свадьбы во двор невесты пришли заведующая женотделом Анна Назарова и комсомольский секретарь Зульпия Казыбекова. Бесновался спущенный с цепи пес, зло шипели собравшиеся старики, а непрошенные гостьи взяли девочку за руки и увели.

«За такие вещи Советская власть судит!» — бросили они, уходя, воспротивившемуся было старику свекру.

И Нуркуль села за парту. Да не одна, а привела с собой в школу подруг.

Новое, передовое всегда входит в жизнь властно, отметая в сторону одряхлевшую старину. Когда женотдел открыл в Туркестане детские ясли, они долго пустовали. Змеями ползли слухи: «Дети будут болеть», «Их там украдут»… Тогда нянями и уборщицами взяли самих матерей-казашек. Комсомолки ходили, разъясняли, убеждали людей. Скоро желающих отдать детей ib ясли было больше, чем можно было принять.

А с каким желанием шли аульные женщины в Кзыл-Ординскую ковроткацкую артель, организованную Ал-мой Уразбаевой и Анной Назаровой в 1925 году1.

Словно в удивлении, смотрела на себя казахская женщина, выходящая на широкую дорогу жизни. Она — полноправный член общества! Гражданин Советской страны!

«Казахстанская правда», 27 октября 1963 г. Муллы кишлака дают подписку…

28 ноября 1924 г.

В базарный день в Карпакской волости Туркестанского уезда по инициативе партийных и советских органов был организован митинг, на котором выступавшие ораторы-узбеки призывали к борьбе с куплей и продажей женщин, с выдачей малолетних замуж и пр. По окончании митинга завженотделом попросила мулл расписаться в том, что они знают советский закон о браке и обязуются не нарушать его. Муллы с неохотой после уговоров поставили свои подписи.

Мы, нижеподписавшиеся муллы кишлака Карнак и той же волости, даем настоящую подписку в том, что мы действительно слышали текст постановления Туркестанского ЦИКа… Вместе с этим обязуемся исполнить все то, что написано в этом постановлении, т. е. впредь венчание производить по удостоверениям Совета и Союза «Кошчи». В случае неисполнения вышеупомянутых постановлений мы будем привлечены к ответственности.

Мы, муллы кишлака Карнак: Ходжа Амет, Назар Мулнанов, Мулла Идрис Ходжа Абумухарамов, Муха-мед Ибрагим Мухамедов, Абдулганы Кулмухамедов, Рахмет Динниязов, Абдулгана Худяров, Ирмет Малба-ев, Мулла Хасан Нурходжаев, Фаткулла Сайфуллаев, Мирза бай Кары Мирзаев, Джужем Умарбаев, Мухет-дин Фахретдинов, Ханифа Ша-Мухамедов, Турсун Му-хаметдинов, Хисанметдин Газаметдинов.

Вышеизложенные [подписи] действительны:

Председатель Карнакского волостного Исполкома1

Секретарь Байзаков

«За пять лет». М., 1925, стр. 63.


Другие записи: