РАСТЕТ ВЛИЯНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СРЕДИ ТРУДЯЩИХСЯ ЖЕНЩИН УЗБЕКИСТАНА

Из корреспонденции в газете «Правда Востока»

12 ноября 1925 г.

…Достижения, которые имеет партия в работе среди женщин за период с 1 до 2-го курултая КП(б)Уз, говорят о том, что постановления 1-го курултая в значительной степени проведены в жизнь и что большинство партийных организаций, вплоть до некоторых киш-лачных\ ячеек, всерьез подошло к работе среди женщин.

Какую бы часть работы партии среди женщин мы ни взяли/Ъ каждой из них мы найдем определенные результаты, is общем значительные, если принять во внимание кошмарно трудные условия, в которых протекает эта работа. Страшная культурная отсталость женщин Узбекистана (только 0,6 проц. грамотных женщин-узбечек), их полузатворническое положение (женщина-узбечка не только не имеет права посещать места общественных собраний в присутствии мужчин, но в ряде городов — Шарабад и др. — она не смеет появляться на главных улицах города), полная экономическая зависимость (главное занятие узбечки—домашнее хозяйство, частью же выполнение подсобных работ по сельскому хозяйству и кустарным промыслам)—все это чрезвычайно осложняет, затрудняет работу среди них.

Но, несмотря на все трудности, растет и ширится влияние партии на широкие слои трудящихся женщин Узбекистана, поднимаются новые кадры, правда еще незначительные, из женщин-узбечек на работу по всем видам советского строительства.

Основными путями распространения влияния партии па широкие слои трудящихся женщин Узбекистана являются женские клубы, красные уголки, беспартийные конференции, делегатские собрания, учреждения здравоохранения и учебные заведения для женщин коренного населения…

Две — весенняя и осенняя — кампании широких беспартийных конференций дехканок показали, что массы женщин-дехканок чрезвычайно интересуются и целиком сочувствуют Советской власти и готовы поддержать проведение в жизнь очередных задач партии. Весенняя кампания беспартийных конференций дехканок охватила 3 тыс. женщин, осенняя — свыше 5 тыс. Вопрос о земельной реформе, поставленный на осенних конференциях по Ташкентской, Самаркандской и Ферганской областям, вызвал большую активность дехканок, задававших массу вопросов и предлагавших и их наделить землей…

В результате расширившегося влияния партии на массы узбечек растет вовлечение их во все виды строительства.

Если на 1 января 1925 года было только 146 узбечек—членов и кандидатов партии, то на 1 ceнтября в рядах партии 394 узбечки. Идет подготовка Их к активной партийной работе, и в первую очередь среди женщин. До 40 товарищей из них уже привлечено к работе среди женщин. Новые кадры женщин-узбечек влились в ряды профсоюзов. На 1 апреля 1925 г. числилось 715 женщин коренного населения среди членов профсоюзов, на 1 октября 1925 г. их стало 1572. Это значит, что 800 с лишним новых женщин-узбечек стало экономически самостоятельными и организованными участницами строительства новой жизни.

Женская узбекская молодежь тянется в ряды комсомола и пионерской организации. До 600 девушек-узбечек насчитывает в своих рядах комсомол. Свыше 700 девочек в пионерской организации, тогда как весной 1925 года их было только 200.

Растет число женщин в рядах Союза «Кошчи», и через активную работу в нем подготовляются они для работы в Советах. Всего 2114 женщин-узбечек в Союзе «Кошчи», 57 из них участвовало на областных и республиканском съездах Союза «Кошчи», 16 избрано в областные и центральный комитеты.

Незначительно, но все же расширяется участие женщин вo всех видах кооперации. Создалась одна сельскохозяйственная артель и до пяти кустарно-промысловых проходившие частично перевыборы Советов дали увеличение числа женщин-узбечек в Советах со 150 до 200. Проведенная кампания осенних беспартийных конференций раскачала массы дехканок, и, безусловно, результатом ее явится

Большая активность женщин в предстоящих перевыборах Советов, а следовательно, и большее выдвижение их на советскую работу.

Общее укрепление и дальнейшее сплочение и большевизация рядов КП(б) Узбекистана дадут возможность не только закрепить все достижения в работе среди трудящихся женщин Узбекистана, но и значительно их расширить и углубить, что в свою очередь будет способствовать укреплению партии и Советской власти в Узбекистане.

«Правда Востока», 12 ноября 1925 г.


Другие записи: